НАВЕРХ




КОМАР АНТОН ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ
Первый заведующий лабораторией физики высоких энергий в Институте ядерной физики.
( 30.I.1904 - 14.ІІІ.1985 )

Комар Антон Пантелеймонович. 
Первый заведующий лабораторией физики высоких энергий в Институте ядерной физики.

Пятого ноября 1963 года Распоряжением АН СССР был издан приказ об утверждении действительного члена АН УССР Антона Пантелеймоновича Комара заведующим Лабораторией Физики Высоких Энергий (ОФВЭ * ) филиала Ленинградского Физико-Технического Института им. А.Ф.Иоффе (ЛФТИ), как избранного по конкурсу на эту должность.

Вся жизнь Антона Пантелеймоновича была связана с развитием физики в нашей стране. Он был одним из инициаторов строительства ядерного научного центра в городе Гатчине, где в 1963 году возглавил одну из крупнейших лабораторий - лабораторию физики высоких энергий (ЛФВЭ, теперь это (ОФВЭ *). При его руководстве была разработана первая программа исследований на синхроциклотроне с энергией 1 ГэВ. Тяжелая болезнь заставила в 1976 году оставить руководство лабораторией, но он продолжал принимать участие в научной жизни ПИЯФ, будучи старшим научным сотрудником.

Наступающий год был бы для ученого юбилейным. Его ученики скоро отметят его столетие.

Антон Пантелеймонович родился 30 января 1904 года в селе Березна, Киевской области, в семье крестьянина-середняка. С 8 до 13 лет учился в сельской школе и помогал родителям. В 1917 году поступил в гимназию города Белая церковь, преобразованную затем в трудовую школу.

С 16 лет начал жить полностью самостоятельно. Был рабочим, сторожем и препаратором в физическом кабинете Белоцерковского механического техникума. Освоил профессию оптика, мастера по точным оптическим приборам.

В 1924 году по рекомендации Киевского Губпрофсовета поступил на механический факультет Киевского политехнического института. В 1929 году до окончания института был выдвинут общественностью в аспиранты по физике. Пробыв год аспирантом в Институте физики в Киеве, перешел в аспирантуру ФТИ в Ленинграде.

В 1933 году был назначен заведующим отделом фазовых превращений Уральского физико-технического института.

1935 год - присуждена степень кандидата физ.-мат. наук без защиты диссертации.

1943 год - защита докторской диссертации.

1948 год - избран действительным членом АН УССР и переведен в Физический институт им. П. Н. Лебедева АН СССР заместителем директора.

1950 - 1957 год - был директором Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе, а с 1957 по 1963 год заведующим лабораторией рентгеновских и гамма-лучей.

С 1963 года он работал в Гатчине.

Как видно из биографии, Антон Пантелеймонович много сил уделял административной работе: заместитель директора, директор, руководитель лаборатории. Очень важно быть хорошим администратором. Но много времени он отдавал и науке - опубликовано более 140 работ в области физики твердого тела и атомного ядра.

Первые научные труды Антона Пантелеймоновича относятся к физике металлов. В Ленинграде, а позднее на Урале, им выполнен большой цикл исследований по изучению свойств упорядочивающихся сплавов и фазовых превращений в чистых металлах и сплавах. В Свердловске в 1946 году А.П. Комар вместе с сотрудниками осуществил запуск первого в нашей стране бетатрона. В конце 40-х годов вместе с В. И. Векслером он участвует в создании электронных ускорителей. Эта работа была отмечена Государственной премией. Лаборатория рентгеновских и гамма-лучей, организованная им, стала одной из ведущих в стране по изучению фотоядерных реакций. И, конечно, имя А.П. Комара навсегда связано с первыми научными работами на Гатчинском синхроциклотроне.

Антон Пантелеймонович успевал заниматься и преподавательской деятельностью в вузах страны. Под его руководством защищено более 20 кандидатских и докторских диссертаций. Его на все хватало: кроме украинского и русского языко, он говорил на английском и свободно читал литературу на немецком и французском языках.

Когда знакомишься с биографией Антона Пантелеймоновича Комара, не покидает чувство, что перелистываешь страницы истории нашей страны, читаешь рассказ о том, как простой украинский парубок смог стать крупным ученым.
------------------

*  История ОФВЭ, как и всего ПИЯФ, началась в стенах Ленинградского Физико Технического Института (ЛФТИ) задолго до официального образования ПИЯФ. В середине пятидесятых годов в Физтехе были две небольшие лаборатории, ориентировавшие свою деятельность на экспериментальные исследования с помощью ускорителей частиц. Это - циклотронная лаборатория, возглавляемая Д.Г.Алхазовым, и лаборатория рентгеновских и гамма-лучей, руководимая А.П.Комаром. Лаборатории располагали весьма скромной экспериментальной базой - циклотроном для ускорения тяжёлых ионов с энергией до 3 МэВ/нуклон и электронным синхроциклотроном на энергию 100 МэВ. На базе этих установок вырос и окреп коллектив молодых физиков, горящих желанием заняться исследованием проблем ядерной физики и зарождающейся тогда физикой высоких энергий. Этот небольшой коллектив активно подпитывался новым пополнением, в основном, из выпускников кафедры ядерной физики Ленинградского политехнического института, также руководимой А.П.Комаром. Почти полное отсутствие опыта исследований в области ядерной физики у руководителей и у руководимых, слабая техническая оснащённость лабораторий, изоляция от международного сообщества компенсировалась энтузиазмом и молодостью коллектива. Эти условия оказались благоприятными для развития самостоятельности и изобретательности молодых физиков и инженеров. А изобретать в ту пору приходилось буквально всё - от физического прибора до источника питания, усилителей, амплитудных анализаторов… И не только изобретать, но и изготавливать собственными силами. В то время зародилось ставшее потом исключительно важным сотрудничество с радиоинженерами. В лаборатории А.П.Комара была создана группа радиоэлектроники, руководимая С.Н.Николаевым.

Следующим этапом явилось решение об организации в Гатчине филиала ЛФТИ, специально ориентированного на исследования в области ядерной физики, и решение о сооружении там протонного синхроциклотрона (СЦ) на рекордную для этого типа ускорителей энергию 1000 МэВ. Проект СЦ был разработан в НИИЭФА с участием Д.Г.Алхазова, Д.М.Каминкера, Н.К.Абросимова и ряда других сотрудников ФТИ. Строительство СЦ было начато в 1959 году. В конце 1967 года состоялся пробный пуск ускорителя, а эксплуатация в полном объёме началась с апреля 1970 года.

Для организации исследований на синхроциклотроне в 1963 году была образована Лаборатория Физики Высоких Энергий (ЛФВЭ), основу которой составил коллектив лаборатории рентгеновских и гамма-лучей ЛФТИ (приказ о переводе сотрудников этой лаборатории в ЛФВЭ - всего 15 человек - был подписан 10 июня 1963 года). Первым заведующим ЛФВЭ стал А.П.Комар, руководивший этой лабораторией вплоть до 1971 года. В составе ЛФВЭ были образованы следующие научные подразделения: сектор "Мезоны и мезоатомы" - зав.сектором С.П.Круглов, сектор "Структуры ядра" - зав.сектором А.А.Воробьёв, сектор "Спектроскопия ядер глубокого расщепления" - зав.сектором Э.Е.Берлович, сектор "Мезоядерные реакции" - зав.сектором М.В.Стабников, сектор "прямые ядерные взаимодействия" - зав.сектором Б.А.Бочагов. С этого времени началась целенаправленная подготовка к экспериментам на синхроциклотроне.

наверх

top



Komar Anton Panteleymonovich
The first head of the High-Energy Physics Laboratory at PNPI.
( 30.I.1904 - 14..1985 )

Komar Anton Panteleymonovich. 
The first head of the High-Energy Physics Laboratory at PNPI.

On November 5, 1963, the USSR Academy of sciences confirmed A.P.Komars appointment as head of the High-Energy Physics Laboratory at the branch institute of the Leningrad Physical-Technical Institute (LPTI). All the life of Anton Panteleymonovich was connected with the development of physics in our country. He was one of the founders of the nuclear research centre at Gatchina where since 1963 he headed one of the largest laboratories the High-Energy Physics Laboratory (HEPL; now it is ( HEPD * ). The first program of the scientific research at the PNPI synchrocyclotron was formulated under his leadership. Due to painful illness, he retired from the HEPL administration in 1976. However, he continued to take part in the scientific activity of PNPI as senior researcher.

This year (2004) would be his centenary. Anton Panteleymonovich Komar was born in a peasant family on January 30, 1904, in the village Beresna of the Kiev region. In the age from 8 to 13, he went to a country school. Then, from 1917 he attended the gymnasia at the town Belaya Tserkov. From the age of 16, he started out in life of his own. He was a workman, a watchman, and a laboratory assistant in the physics laboratory of the technical secondary school in Belaya Tserkov. He became a highly qualified specialist in precise optical instruments and devices.

In 1924, he entered the mechanical faculty of the Kiev Polytechnical Institute. After he graduated from the institute, he continued his post-graduate studies first at the Physics Institute in Kiev, and then at the LPTI.

In 1933, he was appointed as head of the Phase Transition Department at the Urals Physical-Technical Institute. In 1935, the degree of Doctor was conferred upon him without defending the thesis. In 1943, he became professor.

In 1948, he was elected as member of the Ukraine Academy of Sciences, and he was appointed as deputy director of the P.N.Lebedev Institute of Physics. In 1950-1957, he was director of the A.F.Ioffe Physical-Technical Institute. From 1957 to 1963, he was head of the X-Ray and Gamma-Ray Laboratory. From 1963, he worked at PNPI (in Gatchina).

As is seen from A.P.Komars biography, Anton Panteleymonovich devoted much efforts to the administrative work. He was a deputy institute director, institute director, head of a laboratory. However, he also devoted much efforts to the scientific research. He published more than 140 papers in the fields of the physics of solids and the physics of atomic nuclei.

His first research works were devoted to the physics of metals. In Leningrad, and later in the Urals, he carried out a series of investigations of the structure of metal alloys, and of the phase transitions in pure metals and alloys. In 1946, in Sverdlovsk, A.P.Komar with his colleagues, for the first time in our country, started up a betatron into operation. In the end of the 40_th, A.P.Komar and V.I.Veksler worked under the construction of electron accelerators. That work was awarded with the State prize. The X-Ray and Gamma-Ray Laboratory, founded by A.P.Komar, became in our country one of the leading research centres for investigation of photonuclear reactions. And of course, A.P.Komars name is connected forever with the beginning of the scientific activity at the Gatchina synchrocyclotron.

Anton Panteleymonovich spent much time for administrative and research work, nonetheless he managed to share time to be a lecturer in physics at the universities. More than 20 candidate and doctor theses were defended by his pupils under his supervision. It could also be mentioned that, in addition to the Russian and Ukraine languages, A.P.Komar knew fairly well English, and he could read German and French.

The biography of Anton Panteleymonovich Komar is a striking example of how a simple peasant boy grew into an outstanding scientist.
------------------

* The HEPD history, along with the whole PNPI history, started within the precincts of the Leningrad Physical-Technical Institute (LPTI) long before the official birthday of PNPI. In the middle of 50s, there were two small laboratories at LPTI whose activities were directed towards the experimental research with particle accelerators. Those were the Cyclotron laboratory headed by D.G.AIkhazov and the Roentgen and gamma rays laboratory headed by A.P.Komar. The experimental basis of the laboratories was modest - a small cyclotron for acceleration of heavy ions with the energy up to 3 MeV per nucleon and a 100 MeV electron synchrotron. Around these facilities, there was a group of young physicists eager to work on the problems of nuclear and high energy physics arising at that time. This small community was actively replenished with new members, mostly graduates from the Nuclear Physics Faculty of the Leningrad Polytechnic Institute, also headed by A.P.Komar. Both the leaders and the students were unexperienced in investigations in the nuclear physics field, had poor technical equipment, and, in addition, were isolated from the world community. To some extent, this was compensated by enthusiasm and youth of the community. On the other hand, the conditions turned out to be favourable for development of self-dependency and inventiveness of the young physicists and engineers since it was necessary to invent practically everything - from physical apparatus to power supplies, amplifiers, amplitude analyzers etc. And not only to invent, but to produce everything themselves. At that time, the important collaboration with electronics engineers began. The electronics group led by S.N.Nikolaev was created in the laboratory of A.P.Komar.

The next stage was the decision to organize at Gatchina a branch-institute of the LPTI, specially oriented on nuclear physics, and the decision to construct there a proton synchrocyclotron (SC) with the record for this type of accelerators energy of 1000 MeV. The SC project was worked out at the Efremov institute with participation of D.G.AIkhazov, D.M.Kaminker, N.K.Abrossimov, and other LPTI engineers. The SC construction started in 1959. At the end of 1967 the trial start of the accelerator took place, and full the exploitation began from April of 1970.

In order to organize the research work at the SC, the High Energy Physics Laboratory was created in 1963 on the basis of the Roentgen and gamma rays laboratory (the first 15 members of this laboratory were officially transferred to HEPL on July 10, 1963). A.P.Komar has become the first leader of HEPL, he directed the laboratory until 1971. The following groups were formed at HEPL: the group of Mesons and mesoatoms (the group leader S.P.Kruglov), the group of Nuclear structure (A.A.Vorobyov), the group of Spectroscopy of deep spallation nuclei (E.Ye.Berlovich), the group of Meso-nuclear reactions (M.V.Stabnikov), and the group of Direct nuclear interactions (B.A.Bochagov). From that time, the preparations for the experiments at the synchrocyclotron began.

Top