• Из истории Российской науки

 

( О книге воспоминаний академика-педагога Б.Е. Райкова «На жизненном пути. Автобиографические очерки»)

 

  «Да ведают потомки…,» - слова, вложенные А.С. Пушкиным в уста литературного персонажа, монаха – летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов», сразу вспомнились мне, как только я познакомился с описями материалов, переданных на хранение в Архив Академии наук Б.Е. Райковым за несколько лет до его кончины. В личном фонде документов Райкова (Санкт-Петербургский филиал архива РАН, ф.893) находится рукопись его воспоминаний «На жизненном пути» в девяти томах, отпечатанных на  пишущей машинке, объемом около 2000 страниц. Теперь, спустя более 50 лет после написания девятого тома (и свыше 70 лет – после первого тома), рукопись опубликована в двух книгах издательством «Коло» и стала доступной широкому кругу читателей. Мемуары, несомненно, вызовут интерес у всех, кого влечет история отечественной науки, прошлое интеллигенции, в целом – история России.

  Для того, чтобы дать представление о том, что мог описать из встреченного, увиденного, прочувствованного на жизненном пути Б.Е. Райков, укажем на его важнейшие этапы.

Борис Евгеньевич Райков родился 21 (8) сентября 1880 года, в 1888 – 1895 гг обучался в гимназии, в 1895 – 1905 гг учился с перерывами (в связи с арестами и ссылками за участие в  антиправительственных акциях) на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета, где весной 1905 года сдал экзамены экстерном. В 1905 – 1915 гг. работал преподавателем естествоведения в восьмиклассном коммерческом училище в Петербурге (в районе «Лесное»), в 1913-1929 преподавал зоологию и методику естествознания в университете при Психоневрологическом институте, основанном В.М. Бехтеревым, а в 1916-1920 гг. был в нем проректором, с 1921 по 1930 год занимал должность заведующего кафедрой методики  естествознания в Педагогическом институте имени А.И. Герцена в Петрограде – Ленинграде. В ночь с 30 на 31 мая 1930 года был арестован и по безосновательному обвинению в противодействии советской власти в области просвещения был приговорен к 10 годам заключения в исправительно - трудовом лагере. С марта 1931 по март1934 года отбывал заключение на строительстве Беломор - Балтийского канала, после досрочного освобождения остался в Медвежьегорске, где работал по свободному найму в качестве заведующего санитарно – бактериологической лаборатории на Беломорканале.  В 1941 – 1945 гг., после поспешной эвакуации в Архангельск, работал в местном педагогическом институте профессором, деканом естественного и географического факультетов. 25 июля 1944 года ему присуждена по совокупности научных работ ученая степень доктора педагогических наук, в сентябре 1945 года избран действительным членом Академии педагогических наук. В 1945 – 1948 гг. работал профессором в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена и заведующим сектором в Ленинградском отделении АПН. Из этих учреждений был уволен по беспочвенному клеветническому обвинению в «вейсманизме – морганизме». С 1945 года и до конца жизни работал (вначале по совместительству) старшим научным сотрудником в институте истории естествознания и техники АН СССР в Ленинграде. Он был одним из основателей с 1907 года Общества по распространению естественного научного образования (ОРЕО), а в 1921 – 1929 гг. был его председателем. В 1920-х годах был редактором журналов «естествознание в школе», «Живая природа», являлся главой петроградско-ленинградской школы преподавания естествознания. 9 марта 1961 года ему присвоили звание Заслуженного деятеля науки РСФСР. Скончался 1 августа 1965 года. Он опубликовал свыше 600 работ, в том числе около 20 солидных книг по методике и истории естествознания.

Даже этот делопроизводственно – формулярный перечень мест службы и перепетий судьбы Б.Е. Райкова поможет человеку, обратившему внимание на двухтомник его воспоминаний, предположить, что он может узнать из него. Обратившись к чтению сборника, читатель составит представление о личности самого Райкова, выдающегося ученого и просветителя, олицетворявшего лучшие качества русского интеллигента. А также найдет массу сведений об истории образования в стране и развитии естественных наук, о тернистом пути, пройденном интеллигенцией в первой половине ХХ века, о функционировании ВЧК – ОГПУ и системы ГУЛАГ и положении заключенных. Борис Евгеньевич  запечатлел многие стороны и события российской истории, свидетелем которых он был: революции 1917 г., Гражданской войны, жизни прифронтового города, каким был Архангельск в годы Великой Отечественной войны и т.д. В мемуарах содержится масса сведений о жизни и творчестве десятков выдающихся деятелей российской науки и просвещения (В.М. Бехтерева, В.М. Шимкевича, В.Л. Комарова, В.А. Догеля, Е.П. Павловского, В.Н. Верховского, П.А. Знаменского, Ю.А. Филипченко, Ю.И. Полянского, В.П. Потемкина, И.А. Капрова и др.), а также об «антигероях» - И.И. Презенте, Б.В. Всесвятском, В.Н. Федоровой.

При чтении мемуаров Райкова надо принять во внимание мотивы, которые побуждали его многие годы фиксировать на бумаге то, что хранила память.

Конечно, на первом месте у него была цель увековечить себя в памяти потомков, причем, создать о себе правильное представление. Последнее важно учитывать еще и потому, что он на протяжении десятилетий публично, на страницах газет, журналов, книг подвергался клевете. Его, одного из создателей научной методики преподавания естествознания, главу ленинградской школы методики естествознания, начиная с середины 20-х годов клеймили как творца буржуазной педагогической теории, называя ее «райковщиной», а в 1948 году обвиняли в приверженности к пресловутому «вейсманизму – морганизму» и даже в антидарвинизме (его-то – автора книг о русских ученых эволюционистах, в том числе четырехтомника «Русские биологи эволюционисты до Дарвина», .-л., 1952-1959).

Но более существенным мотивом создания мемуаров было стремление представить на суд потомков свидетельские показания в пользу правдивого освещения истории естествознания и педагогики, представить истинных виновников трагедий ученых, невинно пострадавших в условиях сталинского режима. Так, сообщая, что несколько студентов педагогического института им. А.И. Герцена, вдохновляемые московским педагогом Б.И. Всесвятским и А.Ф. Бенкеным (который после Б.Е. Райкова возглавил кафедру методики естествознания в этом институте) своими клеветническими заявлениями подготовили его арест и осуждение на 10 лет заключения в лагере, Райков писал: «Они уйдут от суда людского, как ушел уже Бенкен, погибший от пьянства, но не уйдут от суда потомства». Или, описывая судьбу посмертного издания книги методиста К.П. Ягодовского с существенными искажениями, сделанными редактором профессором М.Н. Скаткиным и его помощниками, Борис Евгеньевич замечал: «Само собой разумеется, что Скаткин и К0 думали, что их проделка над рукописью Ягодовского никогда не будет раскрыта, но они ошиблись… И мои воспоминания, и материалы моего архива, которые сохранятся для потомства – когда-нибудь увидят свет». Нередко Райков выступал на страницах мемуаров как общественный обвинитель, и даже судья. Так, он подробно описал гонения на ученых – биологов, в числе которых оказался он сам, в период «лысенковщины», и рассказал историю двух диссертантов, работавших над сходными томами, В.Н. Федоровой и А.Н. Парфеника. В.Н. Федорова сделала научную карьеру на прославлении Т.Д. Лысенко, попутно клевеща на выдающихся методистов (В.В. Половцова, Б.Е. Райкова и др.), а ее покровитель Б.В. Всесвятский и его прислужники «провалили» в высшей аттестационной комиссии альтернативную ее «труду» диссертацию Парфеника. Подводя итоги описания истории защит докторских диссертаций этими соискателями, Борис Евгеньевич делает принципиальный вывод: «Вникая во все детали докторского диспута Федоровой, можно сказать, что этот диспут является одним из явных отголосков «лысенковщины». Не было бы Лысенки, не было бы и Федоровой. Тлетворное влияние Лысенки распространялось на все стороны нашей научной и общественной жизни, расходясь далеко по окружности, подобно кругам по воде от брошенного туда камня». Сознание общественной значимости своих мемуаров побуждало его торопиться к их завершению и максимально объективному освещению прошлого.

Стремясь к объективности, Борис Евгеньевич не был бесстрастным летописцем (пушкинский Пимен лишь внешне выглядел «добру и злу внимавшим равнодушно», а в действительности по словам Григория Отрепьева, писал «ужасный донос» потомкам на современных ему преступных властителей). Напротив, мемуары Райкова пронизаны восхищением перед благородством подлинных ученых, ненавистью к деспотам и душителям свободной мысли, презреньем к карьеристам, приспособленцам и трусам. Он не испытывал сострадания (если не сказать более жестко) к тем своим гонителям, которые сами позже стали жертвой репрессий. Пониманию такого отношения к ним помогает описание судьбы А.Н. Шондыша, следователя ОГПУ, который «состряпал» «дело Райкова» (между прочим, в награду получившему его профессорскую квартиру в 70 кв. метров). За жестокое обращение с подследственным Шондыш был уволен из управления ОГПУ по Ленинграду и Ленинградской области и направлен в Беломоро-Балтийский лагерь, где отбывал заключение и Райков. Там он опять проявил свои садистские наклонности, и в 1938 году был расстрелян за нарушение законности.

Объемистые книги воспоминаний Б.Е. Райкова (1292 страницы!) – это не только источник ценной информации об истории России с конца ХIХ века до середины ХХ века, отразившейся в судьбе одного ученого, но одновременно и литературное произведение, чтение которого не только постоянно поддерживает к нему интерес, но и доставляет эстетическое удовольствие своей художественной формой. В чем убедится каждый их читатель.  Высокий уровень литературного мастерства Райкова – мемуариста  проявился и в удачной композиции его сочинения, и в умении придать динамизм повествованию, комбинируя разные сюжеты, и в создании запоминающихся словесных портретов своих современников, и в разумном сочетании рассказа о событиях и их анализа, и в переходе от прозы к поэтическим произведениям (стихотворения, эпиграммы, шаржи), которые будучи написанными по горячим следам событий, органически вплетены в прозаический текст воспоминаний, и в использовании богатств русского языка.

Читателю, склонному размышлять о смысле жизни, о нравственном императиве интеллигента («совесть нации»!), о свободе или несвободе выбора линии поведения, будут интересны нравственные уроки, которые извлекал из своего жизненного опыта Борис Евгеньевич Райков. Он зафиксировал их на страницах мемуаров, чаще всего в конце описания очередного этапа жизненного пути, иногда используя стихотворение, написанное на переломных рубежах. Неслучайно на страницах его повествования повторяются слова: «В назидание потомству». Например, возвращаясь в 1945 г. в Ленинград после 15 лет мытарств на Севере, он написал стихотворение, которое завершалось словами о ценности всесторонне осмысленного жизненного опыта:

… Пятнадцать лет изгнанья и борьбы

За угол, койку, за кусочек хлеба!

Я позабыл о милостях судьбы,

Но я не проклял ни земли, ни неба.

Я твердо знал: спасение в Труде!

Один лишь труд – прибежище и сила,

Я не погиб в трагической судьбе,

Хоть часто караулила могила.

… Нет, мне не жаль потраченных годов:

Кто побывал на мрачных кругах ада –

Тот понял все – и ко всему готов –

Нелегкая, но ценная награда».

 

Мы лишь штрихами обозначаем некоторые ценные стороны мемуаров Б.Е. Райкова. Но и эти штрихи могут побудить образованного человека познакомиться с ними, и он не пожалеет о времени, затраченном на их прочтение.

В.С.Волков, доктор исторических наук.

Профессор РГПУ им. А.Н.Герцена