10-летие – повод оглянуться на пройденный путь, вспомнить, как все начиналось, порадоваться успехам, проанализировать неудачи и, конечно, подумать о будущем.

А начиналось все еще в 90-х годах прошлого века (!), когда командой программистов Института ядерной физики им. Б.П. Константинова были организованы курсы освоения элементарной компьютерной грамотности. Сейчас это трудно представить, но тогда Интернет был доступен только крупным организациям, и электронная почта была роскошью. В течение 12 лет курсы пользовались популярностью и у взрослых, и у детей. Накапливался уникальный опыт, нарабатывались методики преподавания. Все это оказалось востребованным, когда в 2003 году в рамках программы «Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 гг.» был создан наш Центр информационных технологий, главной целью которого было обучение работников образовательных учреждений применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности.

Тогда, в 2003 году, неоценимую помощь нам оказали В.П. Лебедев, первый заместитель Главы администрации МО «Город Гатчина», З.Г. Найденова, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, В.А. Назаренко, профессор, директор ПИЯФ (до 2006 г.), В.М. Самсонов, профессор, директор ПИЯФ (до 2012 г.), А.А. Береснев, зам. директора ПИЯФ, Н.И. Самсонова, начальник отдела информатизации Комитета общего и профессионального образования, А.Н. Астахов, председатель Комитета образования МО «Город Гатчина» (до 2006г.), С.В. Попков, председатель Комитета образования ГМР, Ю.Ф. Рябов, профессор, заведующий отделом автоматизации и обработки данных ПИЯФ.

За эти годы сложился прекрасный коллектив высококвалифицированных специалистов, имеющих огромный опыт работы в качестве программистов, научных сотрудников, инженеров, методистов, учителей информатики. За 10 лет тысячи педагогов окончили наши курсы. Многие теперь с улыбкой вспоминают свои первые шаги: двойной щелчок мыши, файловая структура, браузер – все казалось таким сложным и непреодолимым... Однако, освоив азы компьютерной грамотности, наши слушатели почувствовали необходимость использования ИКТ в своей работе. Сейчас они – не только уверенные пользователи, но и популярные блогеры, члены образовательных интернет-сообществ, создающие собственные цифровые образовательные ресурсы и публикующие их на просторах Всемирной паутины.

Для нас их успехи – главный результат работы.

Конечно, за 10 лет изменилось многое. Ушли в прошлое лучевые мониторы и дискеты, на порядок возросла скорость интернета, даже классные доски стали интерактивными. Изменились стандарты обучения, появились новые методы и технологии, в том числе дистанционные.

Применение дистанционных образовательных технологий в Ленинградской области началось с 2006 года, и с этого же времени наш Центр постоянно  принимает активное участие в развитии этого направления, в частности, в проведении совещаний и семинаров в режиме видеоконференций и образовательных видеоконференций для школьников. В сотрудничестве с Государственным Русским музеем нами разработан дистанционный курс для старшеклассников «Изобразительное искусство в контексте истории и музейных коллекций» и несколько дистанционных элективных курсов. Ежегодно мы проводим обучение помощников тьюторов, издали методическое пособие «Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий».

Работа с детьми – еще одно важнейшее направление нашей деятельности. Курс для начинающих пользователей, программирование, создание сайтов, компьютерная изостудия, музейная педагогика, работа с одаренными детьми – это будущее, которое создается сегодня. Отрадно, что многие дети, освоив один курс, записываются на следующий, а потом на следующий… Привлечь ребенка к интеллектуальной деятельности, привить вкус к миру «открытий чудных» – особенно важно для нашего района, являющегося одним из крупнейших культурных и научных центров Ленинградской области. Неоценимую помощь в этом оказывают нам ученые ПИЯФ: в лаборатории голографических информационных и измерительных систем группа школьников занимается изучением записи голографических дифракционных решеток (руководители профессор Б.Г. Турухано и кандидат физ.-мат. наук Н. Турухано). Под руководством кандидата биологических наук С. Саранцевой ребята занимаются исследованием лекарственных препаратов, крови человека, используя для этих целей электронные микроскопы. Школьники участвуют в   научных работах по темам «Изучение законов Менделя», «Болезни, нервная система, нейрогенерация», «Ингибиторы – защита от раковых заболеваний» и др. Именно эти работы были высоко оценены на ежегодном конкурсе «Ровесник – ровеснику», который проводит Гатчинский районный ресурсный Центр для одаренных детей.

Особо опекаемая нами категория слушателей – представители «Школы третьего возраста». Доброжелательная атмосфера на занятиях, индивидуальный подход и неторопливый, спокойный темп обучения обеспечивают слушателям поступательное освоение материала, придают им уверенности в своих силах, открывают новые возможности в мире компьютерных технологий.

Фундаментом и опорой нашей общей работы являются инженеры. Можно долго рассуждать о технологиях, интерактивных методиках и образовательных сообществах, но без инженерной поддержки любой технический сбой тут же оборачивается невозможностью их применения. Наши инженеры – люди высочайшей квалификации, имеющие огромный опыт и, самое главное, желание и готовность выстроить эффективную структуру образовательного пространства Гатчинского района. Им приходится преодолевать множество технических, технологических, материальных и даже психологических преград, но профессионализм, энтузиазм и вера в успех всегда помогают им на этом пути. Одно из направлений деятельности инженерной службы Центра – поддержка и развитие единой информационно-образовательной среды нашего района. Если в 2007 – 2009 гг. эта сеть включала только 7 школ Гатчины, то сегодня их уже 19, и это не только городские школы, но и школы района.

С самого начала создания Центра культурно-просветительская деятельность была одним из важных направлений работы, что позволило в 2006 году открыть на нашей базе Виртуальный филиал Государственного Русского музея. С этого момента круг слушателей Центра расширился, в него вошли младшие школьники, дошкольники, на лекции об искусстве стали приходить жители микрорайона, слушатели школы третьего возраста.

10 февраля 2012 года в нашем Центре открылся Выставочный зал, который в союзе с компьютерными технологиями позволяет открыть новые формы культурно-просветительской, учебной, социальной деятельности, привлечь в ЦИТ людей очень разного возраста, расширить пути дальнейшего развития Центра. Опыт работы зала говорит о том, что в культурно-просветительской деятельности можно выделить новое для Центра направление музейной педагогики, ориентированное на широкую организованную детскую аудиторию. За первый год на 12 выставках побывало более 5000 зрителей, из них 2000 детей. Постепенно расширяется состав детей-зрителей:  к воспитанникам детских садов добавились группы подготовки к школе, к учащимся общеобразовательных школ добавились воспитанники изостудий, танцевальных коллективов, художественной школы, детского дома, на выставки стали приходить студенты ВУЗов профильных специальностей. С одной стороны, круг зрителей по возрасту и интересам  расширяется, с другой,  формируется состав «постоянных зрителей», которые практически не пропускают ни одной выставки.

Впереди – новые проекты, новые идеи, а значит, новые перспективы. И это прекрасно!

 Г.Ш. Весна, О.М. Зобкало