(О книге А.Л. Головцова «Дом над парком». Гатчина. Издательство «ПИЯФ», 2012 г.)

 
 

В конце 2012 года издательством Петербургского института ядерной физики опубликована книга литератора и историка Александра Леонтьевича Головцова  «Дом над парком», которую можно воспринять как полезный плод содружества «физиков и лириков», а также как аргумент в пользу тезиса о том, что русскому и украинскому народам не следует делить общую историю или «приватизировать» какие-то ее сегменты. Как же можно разводить историю по национальным квартирам, если один из героев этой книги, историк, культуролог, просветитель Николай Павлович Анциферов, детство и раннюю юность провел на Украине (в Умани, Крыму, Киеве), его творческая деятельность развернулась в Петрограде-Ленинграде, откуда он «вынужденно отлучился» в Соловки и в лагерь на строительство Беломоро-Балтийского канала, позже плодотворно работал в Москве, где был вновь арестован и заготовлял «кубики» в Уссурийской тайге, вынес лагерные мучения, и с 1939 по 1958 годы жил и занимался научным и литературным творчеством в Москве. А в целом, с 11 августа 1889 до второго сентября 1958 года Н. П. Анциферов жил в России, которая в течение многих столетий была и для украинцев, и для потомков московитов и для петербужцев-ленинградцев общей родиной.

Трудно квалифицировать жанр сочинения А. Л. Головцова, также как сложно предположить, каково его содержание, увидев на прилавке магазина или библиотеки книгу с названием «Дом над парком». Начнем с пояснения заглавия книги. В центре многопланового повествования находится парк «Софиевка» и дворец, возведенный как парадный вход в парк, расположенный в украинском городе Умань. Парк и дом над парком были созданы на рубеже XVIII и XIX веков усилиями графа Станислава Щесного Потоцкого в честь своей безмерно любимой жены Софии (в первом замужестве Софии Витт). Парк «Софиевка» является градообразующей и эстетической доминантой города Умани. Дом над парком имеет богатую историю, одна из страниц которой связана с размещавшимся здесь во второй половине XIX – начале XX-го веков Главным училищем садоводства и земледелия, в советское время ставшим основой Уманского сельскохозяйственного института. Инспектором училища был с 1878 по 1891 гг. Павел Григорьевич Анциферов, отец советского просветителя Н. П. Анциферова, а в сельскохозяйственном институте работал доцентом отец А. Л. Головцова. Случилось так, что в разное время в двух соседствующих «домах над парком» проживали и Николай Павлович Анциферов, и Александр Леонтьевич Головцов, оба страстно любившие свою малую родину, прежде всего парк «Софиевка». Именно она связала этих двух, никогда не встречавшихся людей. Поэтому так созвучны их объяснения в любви старинному ансамблю. «Из всех читанных и слышанных мною литературных и близких к ним характеристик Софиевского парка (а их немало), - пишет А.Л. Головцов, - более других радует и нежно печалит сердце мое оценка Николая Павловича Анциферова: «Софиевка – моя колыбель. Ее имя звучит мне и поныне так ласково С-о-ф-и-е-в-к-а. Образ ее первой хозяйки, для которой она была создана, графини Софьи Потоцкой, влился в мою жизнь, как отзвук какой-то забытой легенды». Образ «Софиевки» с ее позитивной энергетикой является главной частью «души» Умани, которую А.Л. Головцов сделал интеллектуальным и нравственным стержнем своей книги. Раскрывая «душу Умани», Александр Леонтьевич выстраивает в единое целое свою многосюжетную и многоплановую книгу. Такой подход к композиции книги, к освещению событий, фактов, биографий людей, так или иначе связанных с Уманью (даже обучавших уроженца Умани Анциферова в Петербургском Университете), Головцову подсказал Анциферов своей книгой «Душа Петербурга». Книга А.Л. Головцова имеет посвящение памяти Николая Павловича Анциферова, описанию образа которого автор уделил особое внимание.

В книге А.Л. Головцова читатель найдет любопытные детали об истории обустройства Крыма и причерноморских степей после присоединения их к России, о военной и государственной деятельности сподвижника императрицы Екатерины II Г. А. Потемкина, о последствиях присоединения правобережной Украины, ранее принадлежавшей Польше, к России, о системе образования на Уманщине и о роли в ней униатской церкви, о жизни еврейской общины в Речи Посполитой, а после ее раздела в России, о деятелях еврейского просвещения, об участии уманчан в русско-турецкой войне 1806-1812 гг. и в Отечественной войне 1812 года, об истории сельскохозяйственного образования в Умани и о многом другом. В значительной степени исторические события и просветительские мероприятия раскрываются через судьбы людей. А это достигнуто благодаря мастерскому применению автором книги жанров исторического портрета и биографического очерка. Используя известный штамп, можно сказать, что книга «плотно населена людьми». Назовем из огромного их перечня лишь самые звучные имена:  Г.А. Потемкин, С.К. Витт-Потоцкая,  знаменитые выпускники Уманского василианского училища (при Уманском монастыре): Ю. Залесский, С. Гощинский, М. Грабовский, В. Григорович, А. Гроза, И. Жабокритский, Ф.Г. Духинский, Н. Мяновский; деятели еврейского просветительства:  М. Мендельсон, Х. Гурвиц; офицеры и литераторы: Н. Котляревский, Ф. Глинка, Н. Долгорукий, Д. Давыдов,  декабрист С.Г. Волконский и его юная супруга М.Н. Волконская; писатель и ученый В.Н. Даль, руководители и преподаватели Уманского сельскохозяйственного училища: Н.И. Анненков, П.Г,  Анциферов, Д.С. Леванда, В.А. Поггенполь, В.В. Пашкевич, А.Н. Челинцев, И.И. Кораблев и др. А.Л. Головцов приводит любопытные детали пребывания А.С. Пушкина в Умани, рассказывает о внимании к Умани императоров Александра I и Николая II, не без юмора повествует о романтичных похождениях в Умани великого князя Николая Константиновича Романова. Биографические очерки, исторические портреты, литературные зарисовки, результаты исторических изысканий составляют большую часть книги А.Л. Головцова. В результате его творческих усилий читатель получит яркое представление об истории Умани «в лицах», в описаниях деяний тех, кто эту историю творил.

Жанр той части своего сочинения, которая непосредственно относится к Н.П. Анциферову, А.Л. Головцов определил как «рассказ – эссе». Внимательно изучив мемуары Николая Павловича, автор рассказа-эссе проникся их духом, понял одну из ведущих идей, которую можно обозначить известной фразой «Мы все родом из детства», и попытался раскрыть процесс становления и развития личности своего героя, стоически выдержавшего смерть своих детей, своей жены, тюремное заключение, подневольный труд на грани физических возможностей в двух «исправительно–трудовых лагерях», как их официально (и издевательски для безвинно осужденных узников) именовали (а им предшествовал еще и Соловецкий лагерь особого назначения), и сохранившего разум и душу и вернувшегося к научному творчеству. А.Л. Головцов удачно использует широко применяемый эссеистами прием: он приводит особенно значимую цитату из воспоминаний Н.П. Анциферова и размышляет, рассуждает, фантазирует на обозначенную в них тему. Этот своеобразный диалог двух незаурядных людей, Анциферова и Головцова, необычайно увлекателен.

Для иллюстрации воспроизведем «сопряжение» размышлений Анциферова и Головцова о религии. Николай Павлович прошел долгий и порой мучительный путь религиозных исканий. Религиозное воспитание, которое он получил в семье, обусловило его искреннюю, чистую, не знающую сомнений веру в Бога в детские и отроческие годы: «Душа молилася неведомым богам». Но потом у юного Анциферова возникла потребность постигнуть Бога своим умом: «Искать своего «неведомого» Бога, обретенного в муках сомнений, - задача души созревшей. Душа отрока молилась тому Богу, который ей дан традицией, родителями, воспитанием. Это Бог ему данный, а не Бог, найденный им, силой свободной и творческой веры, которая вслед за Тертуллианом готова сказать: «Credo, quia absurdum». Процитировав эти слова уже зрелого, умудренного жизнью Анциферова, Головцов начинает рассуждать на тему, по какому пути могла пойти трансформация религиозности его героя, почему для него оказались приемлемыми одни варианты и были отвергнуты другие. Далее А.Л. Головцов показывает, как на новом витке осмысления проблемы религиозности, Николай Павлович возвращается к тому Богу, первые представления о котором сложились у него в детстве. Характеризуя свое состояние в тюремной камере, где он оказался в 1937 году после очередного ареста, с библейской образностью он писал: «Были минуты отчаяния. «Или! Или! Ламасавахвани - вспоминал я этот возглас Христа на кресте. Сколько легло на мои плечи. Дело «Воскресения», лагерная жизнь, смерть Тани, Соловецкий мешок и вот теперь это следствие – одно за другим, без передышки. Помню, как я в изнеможении упал на колени, и как дитя сказал слова: «Боже, подай мне маленькую милость, маленькое утешение».

Вот таким образом А.Л. Головцов сопутствовал своему герою и на других путях его философских и нравственных исканий. Особенно настоятельно он советует «тем из нынешних родителей,  кто в наш лицемерный век (его безнравственности вопреки) желает вырастить из своего ребенка «настоящего человека», прочесть несколько первых глав воспоминаний Николая Павловича Анциферова, совокупно представляющих собой прекрасный педагогический этюд – настоящую педагогическую поэму! В них взгляд автора (скорее теория) на становление внутреннего мира маленького человека, на нюансы формирования его психики, на правила поведения с ним «старших товарищей» по мере его взросления».

Хочется обратить внимание на заключительную часть книги. В ней А.Л. Головцов, обращаясь к образованным людям, высказал свое отношение к затянувшемуся на полтора столетия спору о том, что же такое, наконец, интеллигенция, может ли быть неинтеллигентом интеллигент. Самая важная его реплика звучит почти как ответ на вопрос «Жизнь делать с кого?» Оценив внутренний мир  Н.П. Анциферова, поняв добрые движения его души, Головцов провозглашает: «Если понимаешь под интеллигенцией людей, имеющих духовно-нравственную основу независимо от их рода занятий и социального положения, то такие люди были, есть и будут в нашем Отечестве, и золотым стандартом этого замечательного общественного сословия есть и будет Николай Павлович Анциферов».

«Паломничество» А.Л. Головцова в историю Умани описано с трепетной любовью к ней, воссозданные в ней большим мастером слова образы уманчан вызывают интерес, симпатии, а многие из них восхищение примером их служения Отечеству в формах, предопределенных им судьбой. Знакомясь с описанием этого «паломничества», следуя за автором по ступеням истории, читатель невольно начинает ощущать потребность пройтись по таким же ступеням к истории своей малой Родины, с начальной – родительского дома, семейных преданий и научных сведений о прошлом своего города или села, с пейзажа, который открывался из окон этого дома («с березки, которая во поле, склоняясь под ветром, растет»), и до той, на которую его сейчас вознесло время, мысленно вновь собрать для такого восхождения своих «милых спутников» и вместе с ними соотнести свою судьбу с судьбой народной. А кого-то, владеющего пером, книга А.Л. Головцова вдохновит на рассказ о своей малой и большой родине.

Александр Леонтьевич Головцов рассматривает книгу «Дом над парком» как очередной этап в своей творческой биографии и мечтает о том, как вдохновившись в очередной раз троицей ярких звезд из созвездия Ориона, в просторечии именуемых «Три Волхва», он продолжит воображаемый разговор с Николаем Павловичем Анциферовым и поделится с читателями своими новыми размышлениями. Пожелаем ему удачи на этом благородном пути!

В.С. Волков, доктор исторических наук,

Профессор, заслуженный работник культуры

Российской Федерации.

 

Книга «Дом над парком» А.Л. Головцова издана ограниченным тиражом. В электронном виде читатель может ознакомиться с ней на сайте ПИЯФ по ссылке http://hepd.pnpi.spb.ru/hepd/red/golovtsov_page/Book_03.pdf (прим. редакции)