Д. Ю. Минкин

Необычное мероприятие проходило в институте 28 апреля – деловая игра «ПИЯФ 2020», организованная Советом молодых ученых и специалистов (СМУС) при участии дирекции  института. Всем желающим предлагалось представить свое видение развития института в недалеком будущем – 2020 году.  Высказались представители разных поколений.

Вторым этапом была игра – «Вы - Директор Института». Было сформировано 4 команды по 10 человек в каждой. Наибольшее число голосов набрали: запуск реактора ПИК, увеличение заработной платы, создание исследовательского центра лекарственных препаратов, в том числе, радио-фармацевтических.  Кроме того, актуальным отметили строительство жилого комплекса для работников; развитие опытного производства, включая КБ и Цех; создание ресурсного центра ПИЯФ «НИЦ КИ», обновление приборной базы. Не менее важными остаются вопросы по открытию (возобновлению работы) аспирантуры и диссертационного совета; созданию медицинского центра протонной терапии; постройки современного медицинского комплекса на базе ПИЯФ (поликлиника). По итогам Игры состоялась встреча победителей (Антон Канин, Алексей Швецов, Алексей Дзюба и Елена Полесскова) с директором института»

Мы побеседовали с некоторыми участниками данного события.

Елена Полесскова, молодой сотрудник Отделения молекулярной радиационной биофизики, в своей команде она стала лидером.

- Елена, как вы можете в целом оценить прошедшее событие?

- Я бы условно все мероприятие разделила на две части. Первая – это конференция, на которой все высказывались, каким им видится институт в 2020 году, что необходимо сделать, чтобы приблизить действительность к желаемому результату. А вторая часть – сама игра и ответы на вопросы. И, на мой взгляд, первая часть была более увлекательной.   Было высказано очень много предложений, реализация которых позволит институту стать более перспективным, интересным для окружающих, привлечь новые ресурсы.

- Как считаете, что наиболее важно из предложенного?

- Я бы выделила предложение о привлечении в институт специалистов среднего возраста (30- 50 лет), людей уже состоявшихся, обладающих опытом, идеями, готовых реализовать эти идеи. Это намного продуктивней, чем набирать только студентов, такой опыт, например, есть в ряде научных лабораторий в США, и он весьма успешен.  Студенты – это будущее, но нам важен и сегодняшний день, у нас существует возрастной «провал». Для того, чтобы привлечь этих специалистов, надо создать благоприятные условия: детский сад, школа, транспорт, максимально оптимизировать время для работы. Жилье, зарплата – это очень важно, но мы не   можем на это повлиять напрямую, а вот создать атмосферу притягательной, интересной, а коллектив – сплоченным – это возможно, и это будет дополнительным стимулирующим фактором. Для этого необходимы мероприятия разного плана: для физического развития – спортивные площадки, базы для отдыха, хорошая поликлиника и другие.  Считаю это наиболее важным из   обсуждаемых вопросов на конференции.

Другой момент – это желание сделать институт открытым. У нас есть потенциально радиационно-опасные объекты, вокруг которых можно сохранить физическую защиту, а остальную территорию  оставить открытой, снять забор. Открытой не только в этом физическом плане, но и приблизить науку, ученых к жителям Гатчины и Петербурга.  Осуществить это, допустим, можно через научно-популярные лекции для самого широкого круга людей.

 Хочу отметить важность того, что люди собрались и открыто высказывали свои пожелания, каким хотят видеть институт через четыре года. Думаю, такие мероприятия очень важны для обмена идеями, для выработки общей линии.

- Елена, как,  по вашему мнению, можно оценить игру

- Сама игра могла быть более интересной, потому что ощущалось ограничение заранее продиктованными вопросами.

- А что бы предложили вы?

- Вопросы могли бы быть более провокационными,  они же были слишком прямолинейны, например, повысить зарплату… -  это не может являться перспективой для развития предприятия. Это и так понятно.  Было бы интересней, если бы вопросы заставляли больше думать, выбирать, «как в данном случае поступить?», «стоит или не стоит это делать?»

- В чем заключался смысл игры?

- Было предложено 17 вопросов, которые надо было расставить по приоритетам, и лидером становился тот, чей результат совпадал с большинством. Здесь понятно, что очень просто стать лидером, если поставишь на первые места жилье, зарплату и т. д. Но я сознательно   поступила не по этим правилам, у меня зарплата была на 6 месте, а на 3-е место я поставила создание испытательного центра фармацевтических препаратов.  И я смогла убедить команду, даже физиков, что создание такого центра  перспективно для института. И мне было интересно склонить людей к тому, что именно мне казалось  важным, хотя большинство настаивало, что самое важное – это зарплата.

- Чем мотивировали создание центра по исследованию фармацевтических препаратов?

- Члены команды поверили мне как биологу. На мой взгляд, – это независимый источник доходов для отделения и института, потому что в России в настоящее время бурно развивается фармацевтическая промышленность, и возникает необходимость исследовать (проводить доклиническую проверку) как вновь создаваемых препаратов, так и тех, которые поступают на российский рынок из зарубежных стран.

- В нашем институте что-то уже делается в этом направлении?

- На базе Отделения молекулярной и радиационной биофизики создается центр доклинических исследований препаратов, его направленность будет несколько шире,  чем у стандартного исследовательского центра.  Поскольку у института есть лицензия на использование радиоактивных источников, в нашем центре можно проводить исследования радиоизотопных препаратов, а таких центров единицы.

В заключение хочу отметить, что мероприятие такого плана проводилось впервые. Большое спасибо ребятам, которые все это сделали возможным, все продумали и реализовали, работа была проведена большая, на основе этого уже можно что-то развивать дальше.

Светлана Александрова, ведущий инженер Отделения физики высоких энергий

- Напомните, Светлана, каким было  ваше видение ПИЯФ НИЦ «КИ» в 2020 году?

- Я бы хотела, чтобы вблизи института располагался научный городок, в котором бы жили сотрудники, были бы школа и детский сад, и до работы было бы удобно добираться. Лучше всего, конечно, станция метро.

- как в целом вы можете оценить мероприятие, что полезного можно было вынести?

- понравилось, что участники были активны, звучали откровенные раскрепощенные выступления, чему способствовала атмосфера, тон которой был задан директором: вступительная речь Д. Ю. Минкина многих расположила к диалогу. Из многих выступлений двумя руками поддерживаю предложение перейти к электронному документообороту, и, наконецто, освободиться от «моря» бумаг.

Вторая часть – игра «Вы – директор института» была очень интересной, было полезно послушать, что думает молодежь по поводу развития института. Директор в заключительном выступлении отметил важность заключения контрактов и развитие производства как источник для увеличения зарплаты. В целом все было интересно и поучительно.

Надежда Чубова, председатель СМУС, один из организаторов игры и ее координатор.

- Расскажите, пожалуйста, какова была цель игры, как возникла идея ее проведения, как прошла организация и довольны ли вы результатом?

- Задача стояла – расшевелить молодежь, посмотреть, как она мыслит, насколько может быть активна и креативна в своих предложениях. Идея о данном мероприятии подана директором института, он высказал пожелание, а мы сумели найти для ее реализации форму, детально ее  разработать. Работа была проведена большая, участие в подготовке принял расширенный состав СМУС, активно помогали друг другу, кто-то отвечал за музыкальное оформление, кто-то за сбор информации, за фотовыставку и многое другое. Понравилась выставка фотографий «Через года», где были подобраны исторические фотографии – моменты создания и развития института. В подборке фотографий помогал полиграфический отдел. Сама игра, которая длилась два с половиной часа, прошла для меня на одном дыхании. Было интересно наблюдать, как спорили в командах, как приходили к общему мнению. А в первой части прозвучало много интересных предложений, и активны были не только молодые, но и сотрудники старшего поколения. Считаю, что в целом игра удалась, но поскольку этот формат был для нас новым, мы понимаем, что он требует усовершенствования. Мы не можем напрямую повлиять на возможность запуска той или иной установки, но можем создать благоприятную атмосферу, сделать коллектив более сплоченным.

 - От редакции хочу поблагодарить всех участников, особенно организаторов игры и пожелать вдохновения в будущем, энергии для реализации идей и ясных мыслей.

  Подготовлено Т. Волковой.

 Фото Т. Потаповой