Популяризация науки – дело не только необходимое, но и достаточно сложное. В советское время фундаментом его служили различные кружки, клубы, научно-популярные периодические издания и книги. Любознательность поощрялась и культивировалась.  Наверное, многие мои ровесники помнят тщательно оберегаемые родителями стопки журналов «Наука и жизнь», «Знание - сила» или «Химия и жизнь». Наиболее любознательные всегда имели возможность выписывать подобные издания и читать статьи на интересные им темы. Такое самообучение требовало определенных усилий, но на этой основе вырастал подлинный интерес к научным знаниям, который зачастую приводил молодых людей к выбору профессии ученого.

В наше время палитра средств донесения информации до конечного пользователя гораздо более разнообразна, и мультимедийные технологии в популяризации науки играют не последнюю роль, в том числе – в выставочной деятельности. Одна из самых сложных задач при создании интерактивных экспозиций – соблюсти баланс между доступностью, наглядностью материала и глубиной его изложения, и чем шире аудитория, на которую рассчитана экспозиция, тем более сложной становится эта задача. В рамках года Германии в России в Санкт-Петербурге проходит международная выставка «Научный туннель Макса Планка». Благодаря хорошей рекламе она собрала достаточно широкую аудиторию, а, соответственно, и широкий диапазон отзывов, от самых восторженных до откровенно негативных. 

Общество научных исследований имени Макса Планка, специалистами которого была создана экспозиция, представляет собой сеть научно-исследовательских организаций Германии, объединившую более 80 институтов. Это общественная структура, которая занимается не только поддержкой актуальных исследовательских проектов и привлечением под них финансирования, но еще и популяризацией науки. Таково уж веяние времени, что ученым все чаще приходится доказывать окружающим значимость своей работы, ведь современные исследования зачастую требуют весьма серьезных финансовых вложений. Наверное, поэтому явный акцент в выставке делается на конечный продукт деятельности ученых, интересный даже далекому от науки человеку - конкретные воплощения их трудов, которые уже находят применение в жизни или войдут в обиход через 15-20 лет. По словам директора проекта П. Штайнера, цель выставки - не только продемонстрировать результаты исследований ученых из Общества Макса Планка, но и привлечь молодежь, соответственно, важной целевой аудиторией выставки становятся школьники и студенты, которые, кстати, могут посетить ее бесплатно. 

В основе экспозиции - набор мультимедийных, зрелищно оформленных информационных стендов, посвященных актуальным проблемам и вопросам из области астрофизики, нанотехнологий, информационных технологий, здравоохранения, нейробиологии, альтернативной энергетики, изучения сложных систем и исследований общества в переходные периоды. Быстро пробежаться по выставке не удастся, чтобы вникнуть в суть каждой инсталляции, требуется не просто просмотреть предложенное видео, но и вдумчиво прочитать дополнительную информацию, которую можно получить по специальному коду на выдаваемое в прокат устройство. Наверное, именно эта особенность стала одной из причин появления неоднозначных отзывов о выставке. С одной стороны, специалист и даже просто серьезно интересующийся темой любитель вряд ли найдут в этой информации что-то принципиально новое для себя. При этом им все-таки придется потратить время на просмотр лекции. А вот для человека, далекого от предложенной тематики, скорее всего большая часть материала будет мало понятна, и вникать в написанное он вряд ли захочет.

Впрочем, есть на выставке экспонаты, которые пользуются успехом практически у всех. Особый интерес посетителей вызвала, например, модель марсохода Curiosity, который с августа 2012 года находится на Марсе с исследовательской миссией. Подолгу задерживаются у сканера, показывающего не внешний вид, а внутреннее строение человека, или у дистанционно измеряющего температуру тела тепловизора. Можно увидеть, как выглядит звездная пыль, «побывать» внутри Большого Адронного Коллайдера., посмотреть на вращающемся глобусе, как меняется погода и формируются облака над земным шаром. Любознательные посетители, я думаю, смогут открыть для себя много новых удивительных фактов. Например, что пустынный муравей, не имея в однообразном песчаном пейзаже ориентиров, научился «считать» шаги, чтобы найти дорогу домой.

Одной из сложных проблем для организаторов, с которой никак не хотят мириться посетители, является обеспечение экспозиции экскурсоводами. Современная система образования пока еще не выпускает специалистов настолько широкого профиля, чтобы они могли свободно ориентироваться в восьми абсолютно разных областях науки и отвечать на неизбежно возникающие вопросы. К тому же, выставка носит временный характер, и работают на ней в основном студенты. Тексты им приходится заучивать наизусть, и требовать от них чего-то большего, наверное, не совсем корректно. Привлекать же экскурсоводов специально для каждого тематического модуля, видимо, достаточно сложно. К слову сказать, с проблемой нехватки квалифицированных кадров в области популяризации науки постоянно сталкиваются и научно-популярные издания, и научно-технические музеи.

Среди отзывов посетителей выставки звучат и сетования на то, что иностранные коллеги заметно опередили наших ученых в области популяризации своих достижений и работы с общественностью, что хотелось бы иметь подобные экспозиции на постоянной основе в своей стране. Все так, но важно понимать, что это вопрос не только к ученым. Создание и обслуживание подобных экспозиций – дело весьма дорогостоящее и требует соответствующего финансового обеспечения. Как показывает опыт зарубежных научно-популярных музеев, бюджет масштабной интерактивной экспозиции складывается в основном из дотационных средств от муниципальных и научных учреждений, пожертвований, средств от продажи сувениров и книжной продукции, и лишь небольшой процент – от продажи входных билетов и экскурсий. То есть, это задача, для решения которой необходимы не только совместные усилия ученых, инженеров, дизайнеров и музейных работников, но и целенаправленная государственная поддержка. Тем не менее, работа в этом направлении ведется. Так, с 2006 года Фонд Дмитрия Зимина «Династия» проводит конкурс «Научный музей в XXI веке», одной из номинаций которого является создание интерактивных экспонатов. Среди победителей этого конкурса есть и проекты музеев Санкт-Петербурга. Ознакомиться с ними можно, например, в Центральном музее почвоведения им. В.В. Докучаева, Музее оптики СПбГУ ИТМО, Центральном музее связи имени А. С. Попова. 

Думаю, что, несмотря на все упомянутые выше трудности, проект «Научный туннель Макса Планка» все же замечательно справляется со своей задачей – привлекает внимание к науке, заставляет задуматься над проблемами современного общества и убедиться, что проблемы эти не остаются без внимания ученых. А заодно служит прекрасным примером того, как можно в популярной и образной форме рассказать о фундаментальных научных концепциях, открытиях и изобретениях. Ведь появление большого количества разнообразных откликов уже свидетельствует о чрезвычайном интересе к проекту. Все желающие посетить выставку и познакомиться с ее удивительными экспонатами могут сделать это до 11 августа в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Ольга Волкова