16 июня 2015 г. в Псковском государственном музее – заповеднике (центральном выставочном зале) открылась выставка картин, посвященная 90-летию художника А. А. Аникеенка. Большую часть этой выставки составляют картины, переданные Псковскому музею Петербургским институтом ядерной физики НИЦ «Курчатовский институт». Почти четверть века ПИЯФ являлся хранителем коллекции, ценной для истории отечественной живописи, тем самым не дав ей рассеяться по миру. Так прозвучало на пресс-конференции, которая предваряла открытие выставки. Правда, было отмечено, что много картин этого автора и сейчас находится в частных коллекциях, но половина всех работ, известных на данный момент, сосредоточена в государственном музее Пскова – второй родине художника.

  Открыл пресс-конференцию заместитель директора по научной и экспозиционной деятельности Псковского музея С. К. Сарченков.

Среди участников выставки С.В. Семенов, Н.И. Салтан и И. Галеев

 Трудная судьба досталась художнику, его произведения, словно ее повторили, долгим путем пробиваясь к зрителю.

 О жизни и творчестве художника рассказали старший научный сотрудник музея Наталья Салтан и Ильдар Галеев - коллекционер, владелец галереи в Москве. Наталья Ивановна была лично знакома с Алексеем Авдеевичем Аникеенком. А Ильдар имеет давнее знакомство с творчеством художника (с 1985 г.) и является его большим поклонником. На средства «Галеев галереи» и при его активном участии был выпущен цветной каталог выставки. Для него Алексей Авдеевич Аникеенок – солнечный художник – «Леша солнечный», «Солнце под кроватью» - так назывались его статьи о художнике. Название этой выставки - «Солнечный блюз». С таким образом мастера  могут согласиться и сотрудники нашего института, посетившие выставку работ А.А. Аникеенка в ПИЯФ несколько лет назад.

 Условно творчество А.А. Аникеенка можно разделить на два периода: казанский и псковский. 

 Родился А.А. Аникеенок в Пушкине (Царское село) в 1925 году. Участник войны (приписал себе год, чтобы попасть на фронт), после тяжелого ранения Аникеенок приехал в Казань, где в эвакуации находилась его мать. В Казани получил художественное образование, здесь начал творческий путь. Художник 60-х, он относился к неформальным живописцам, открыл для себя импрессионистов, был очарован Ван Гогом, и все же - не подражатель: искал свой путь. Прямой, свободолюбивый,  не желавший идти на поводу у кого-либо, он пытался доказать свою истину и свою творческую состоятельность.  Он был несгибаем. В результате, его ждали замалчивание и изоляция. Зарабатывать на жизнь приходилось музыкой, играя на саксофоне в казанском кинотеатре и в ресторанах. Он дружил с Олегом Лундстремом, проживавшим в то время в Казани.

   Для зрителя постепенно вырисовывается образ художника в атмосфере его картин, свободно расположенных в просторных залах Псковского музея.

 Художник не выдумывает сюжеты, он остро и чутко улавливает жизнь: радость – так радость, печаль – так печаль. Из жизни вышли его серии: «кабацкая», «музыкальная», «цирковая» и другие. Из цирка и ресторана он перенес на свои полотна вспышки света, мерцанье бликов, которых не мало и в природе в солнечный день. Оттуда же и своеобразное изображение «кошачьих» глаз – округлых, сверкающих, погруженных в себя и одновременно рассеянных на окружающем. И через все  это - радость и жажда жизни. Но вот мне показалось, радость настороженная, скорее отчаянная и желанная. Во многих полотнах прочитывается боль утраты, несбывшихся надежд – эхо войны – тогда еще очень близкой. Об этом его картины: «Портрет тети Дуни из Кундыша», «Реквием», «Бабы», «Лесная девушка», «Скорбящие», «Буденовцы». Удивительна его картина «Материнство». Для меня это шедевр наравне с Мадоннами известных мастеров. Большая нежность и желание защитить дитя – в округлости форм. Фигура матери с младенцем изображена без опоры на твердь земную, парит в невесомости – это о хрупкости мира.

Великолепны «Клоун» и «Саксофонист».

 Бывает, обстоятельства побеждают. Из Казани пришлось уехать, и с 1969 года начался псковский период. В Пскове уже приходилось меньше заниматься живописью. Появилась постоянная работа – он занялся созданием витражей для интерьеров одного из городских отделений связи и абонентского зала Телеграфно-телефонной станции. А в 1982 году был принят в Союз художников по секции монументальной живописи. Витражи, радовавшие горожан, ныне утрачены. А вот для художника они сыграли роковую роль: все работы он выполнял своими руками, вплоть до пайки, соприкасаясь со свинцом. Здоровье его оказалось подорвано, и уже в 1984 году А.А. Аникеенка не стало. Он не дожил до 59 лет.

 Эта выставка – триумф художника. Она продлится до октября месяца. Но в дальнейшем планируется создание постоянной выставки.

Т. Волкова.