16
июня Открыл пресс-конференцию заместитель директора по научной и экспозиционной деятельности Псковского музея С. К. Сарченков.
Трудная судьба досталась художнику, его произведения, словно ее повторили, долгим путем пробиваясь к зрителю. О жизни и творчестве художника рассказали старший
научный сотрудник музея Наталья Салтан и Ильдар
Галеев - коллекционер,
владелец галереи в Москве. Наталья Ивановна была лично знакома с Алексеем
Авдеевичем Аникеенком.
А Ильдар имеет давнее знакомство с творчеством художника (с Условно творчество А.А. Аникеенка можно разделить на два периода: казанский и псковский. Родился А.А. Аникеенок в Пушкине (Царское
село) в 1925 году. Участник войны (приписал себе год,
чтобы попасть на фронт), после тяжелого ранения Аникеенок
приехал в Казань, где в эвакуации находилась его мать. В Казани получил
художественное образование, здесь начал творческий путь. Художник 60-х, он относился
к неформальным живописцам, открыл для себя импрессионистов, был очарован
Ван Гогом, и все же - не подражатель: искал свой путь. Прямой, свободолюбивый, не
желавший идти на поводу у кого-либо, он пытался доказать свою истину
и свою творческую состоятельность.
Он был несгибаем. В результате, его ждали замалчивание и изоляция.
Зарабатывать на жизнь приходилось музыкой, играя на саксофоне в казанском
кинотеатре и в ресторанах. Он дружил с Олегом Лундстремом, проживавшим
в то время в Казани.
Для зрителя постепенно вырисовывается образ художника в атмосфере
его картин, свободно расположенных в просторных залах Псковского музея. Художник не выдумывает сюжеты, он остро и чутко улавливает жизнь: радость
– так радость, печаль – так печаль. Из жизни вышли его серии: «кабацкая», «музыкальная»,
«цирковая» и другие. Из цирка и ресторана он перенес на свои полотна
вспышки света, мерцанье бликов, которых не мало и в природе в солнечный
день. Оттуда же и своеобразное изображение «кошачьих» глаз – округлых,
сверкающих, погруженных в себя и одновременно рассеянных на окружающем. И через все это - радость и жажда жизни. Но вот мне показалось,
радость настороженная, скорее отчаянная и желанная. Во многих полотнах
прочитывается боль утраты, несбывшихся надежд – эхо войны – тогда еще
очень близкой. Об этом его картины: «Портрет тети Дуни из Кундыша»,
«Реквием», «Бабы», «Лесная девушка», «Скорбящие», «Буденовцы». Удивительна
его картина «Материнство». Для меня это шедевр наравне с Мадоннами известных
мастеров. Большая нежность и желание защитить дитя – в округлости форм. Фигура матери с младенцем изображена без опоры на твердь
земную, парит в невесомости – это о хрупкости мира. Великолепны «Клоун» и «Саксофонист». Бывает, обстоятельства побеждают. Из Казани пришлось уехать, и с 1969
года начался псковский период. В Пскове уже приходилось меньше заниматься
живописью. Появилась постоянная работа – он занялся созданием витражей
для интерьеров одного из городских отделений связи и
абонентского зала Телеграфно-телефонной станции. А в 1982 году был принят в
Союз художников по секции монументальной живописи. Витражи, радовавшие
горожан, ныне утрачены. А вот для художника они сыграли роковую роль:
все работы он выполнял своими руками, вплоть до пайки, соприкасаясь
со свинцом. Здоровье его оказалось подорвано, и уже в 1984 году А.А.
Аникеенка не стало. Он не дожил до 59 лет. Эта выставка – триумф художника. Она продлится до октября месяца. Но
в дальнейшем планируется создание постоянной выставки. Т. Волкова. |
||||