С 1999 года в Гатчинском Лицее №3 в июне работает школа,

 в которой ребята знакомятся с современными учеными, достижениями

науки и узнают, какие тайны они сами смогут разгадать в будущем.

 
 

В этом году в 15-й раз в Лицее работала летняя научная школа. В ней занимаются учащиеся физико-математических классов лицея, закончившие 7, 8 и 10 классы. С момента ее основания главными их гидами в загадочный мир науки были сотрудники Петербургского института ядерной физики имени Б. П. Константинова (ПИЯФ). Современные ученые рассказывали участникам лагеря о достижениях в научных исследованиях и о том, какие тайны еще предстоит раскрыть в будущем сегодняшним слушателям.  Лицеисты узнавали о международных исследованиях из уст таких известных ученых как Генрих Андреевич Багиян, Юлий Сергеевич Грушко, Дмитрий Игоревич Дьяконов, Виктор Федорович Ежов, Виктор Тимофеевич Ким, Константин Евгеньевич Кирьянов, Михаил Геннадьевич Козлов, Иван Андреевич Митропольский, Сергей Борисович Олешко, Вячеслав Анатольевич Рыжов, Петр Алексеевич Сушков, Валерий Васильевич Федоров, Михаил Валентинович Филатов. Запоминающимися были встречи с молодыми учеными: Андреем Владимировичем Ивановым, Андреем Константиновичем Кирьяновым и Антоном Владимировичем Cабанцевым. Каждая лекция неповторима и по тематике, и по форме проведения. Так, например, физик-теоретик Михаил Геннадьевич Козлов одну из своих встреч с ребятами провел в необычной форме – это был активный диалог с обширной тематикой и массой вопросов. Обсуждали физические аспекты устройства мира, астрофизические загадки, тайны многомерных миров, уже случившиеся и возможные события. Самые пытливые - Тимофей Данилов и Игорь Смольников - еще целый час после лекции беседовали с ученым. На встрече с Сергеем Борисовичем Олешко участники летней школы познакомились с технологией Grid, основными требованиями к Grid-системам. Ребята виртуально посетили ЦЕРН и Большой адронный коллайдер. Не меньший интерес вызвала лекция по современной молекулярной биологии, на которой Михаил Геннадьевич Петухов показал мультимедийную презентацию с видеосюжетами, где в режиме реального времени лицеисты наблюдали некоторые события, происходящие в нашем организме. Ученый рассказал ребятам, что наука сегодня обладает такими знаниями, которых достаточно, чтобы люди, которым сейчас сорок лет, смогли прожить до 1000 лет, а те, кому уже исполнилось шестьдесят - до 150 лет.

Прошло уже 15 лет, и символическое название летней школы заиграло яркими красками. Главная цель школы, названной «Новые имена науки», - знакомство учеников с современными научными исследованиями, получение дополнительных знаний и ориентация на возможность внести самому что-то новое в научное познание мира. Время показало, что эта цель действительно достижима. Сейчас в летней школе на лекциях и практических занятиях работают наши выпускники, участники прошлых летних школ, а теперь молодые ученые ПИЯФ: Андрей Черненков, Андрей Илатовский, Вадим Орешкин, Никита Ткаченко, Сергей Сильнов и другие.

В прошлом году Андрей Илатовский, окончивший Лицей всего десять лет назад, а теперь  уже кандидат физ-мат. наук, прочитал лекцию «Обработка и создание биоинформатических ресурсов». Встреча вызвала большой интерес, поэтому еще целый час пытливые одиннадцатиклассники после лекции продолжали беседу с Андреем, в кабинете информатики, где они с помощью Интернета уточняли интересующие их детали, выходившие за рамки лекции.

Не меньший интерес вызвала лекция Никиты Ткаченко, который, будучи студентом-магистрантом СПбГТИ (Технологического института), уже несколько лет работает в ПИЯФ. Никита отметил, что очень приятно вернуться в школу спустя 5 лет после выпуска в новом статусе - статусе лектора: «Испытываешь чувство удовлетворения и выполненного долга перед школой и перед учителями, которые дали знания для продолжения жизненного пути в той сфере, которую я захотел выбрать». Никита рассказал о том, над чем он работает – о молекулярно-биологических подходах к заболеваниям человека. Он отметил, что современные биологи смогли добраться до молекулярных основ устройства всего живого. Методы молекулярной биологии позволяют расшифровать геном человека и изучать генетические заболевания. Интересы Никиты — исследование заболеваний, связанных с гибелью нервных клеток в мозге человека, — таких как болезни Альцгеймера и Паркинсона. Болезнь Альцгеймера занимает третье место по числу смертей в результате болезней (первые два – онкологические заболевания и заболевания сердца). Ею болеют примерно 20 процентов пожилых людей. Причины болезней Альцгеймера и Паркинсона наукой не установлены, и ученые продолжают исследования. Трудность в том, что 90% случаев заболеваний возникают непредсказуемо, а проведение исследований на людях запрещено. Появляется необходимость создания модели заболевания на каком-либо модельном животном.

Вадим Орешкин, окончивший Лицей 10 лет назад,  теперь участник международных исследований в ЦЕРНе, провел компьютерный практикум. Вадим познакомил ребят с основами функционального программирования. Он отметил, что изучать функциональное программирование полезно, потому что это стимулирует интерес учеников к абстрактному мышлению, а, значит, и к математике, в частности — к абстрактной алгебре и теории категорий. Современные языки функционального программирования, такие как Хаскель, развились настолько, что позволяют писать программы совершенно разного профиля: от работы с базами данных или создания сайтов до работы с трёхмерной графикой. На примере сравнения некоторых алгоритмов, записанных на Хаскеле и на уже знакомом ученикам языке Паскаль, Вадим показал преимущества функционального программирования по сравнению с программированием императивным.

Андрей Черненков, участник первых летних школ, а теперь кандидат биологических наук, уже несколько лет работает с лицеистами. В этом году он прочитал целую серию лекций об истории открытия ключевой молекулы наследственности и изменчивости человека – молекулы ДНК, о принципах и особенностях ее строения, о мутационном процессе, типах наследуемых и ненаследуемых мутаций. С большим интересом участники летней школы узнали о предрасположенности человека к различным заболеваниям, генетических отклонениях, возможностях современной медицины и генной терапии. Андрей особое внимание уделил актуальным направлениям современной биологической науки и перспективам развития биотехнологии и генной инженерии. Гостями этих интересных лекций были участники летнего лагеря Гатчинской школы №9.

Мы открыты к сотрудничеству, в летней школе не бывает повторов, каждый год – это новые знакомства с талантливыми людьми, новые темы и формы проведения занятий. В этом году занятия проходили на двух площадках – в лицее и в Гатчинском центре информационных технологий (ЦИТ). Мы благодарим Галину Шефтелевну Весну – директора ЦИТ Гатчины, за поддержку и готовность к плодотворному сотрудничеству. В ЦИТ Татьяна Михайловна Тюкавина познакомила учащихся с особенностями работы графического редактора Фотошоп. В этом году мы познакомились с Алексеем Константиновичем Фоминым, старшим научным сотрудником ПИЯФ, кандидатом физико-математических наук. Мы благодарим Алексея Константиновича за интересную лекцию о  физике ультрахолодных нейтронов. Александра Айдынян, сотрудница ЦИТ, впервые организовала в актовом зале Лицея аналог известной программы «Закрытый показ». После просмотра фильма Семена Райтбурта и Владимира Шрейберга «Этот правый, левый мир» студии «Центрнаучфильм», снятого 40 лет назад, Александра пригласила ребят принять участие в обсуждении фильма. Мы благодарим Александру за отлично организованную встречу.

Оглядываясь назад, нельзя не вспомнить словами благодарности Валентину Алексеевну Серову и профессоров Санкт-Петербургского университета Иосифа Владимировича Романовского и Александра Ивановича Мартикайнена, проводивших в первый год открытия лагеря занятия по химии, информатике и теории вероятностей. Мы благодарим Сергея Павловича Павлова, преподавателя лужской математической школы, за серию занятий по математике. На своих занятиях известный специалист и энтузиаст олимпиадного движения предлагал участникам летней школы для обсуждения математические задачи, в которых Её Величество Интуиция подсказывает ответ, против которого поначалу не возражает даже Его Величество Здравый Смысл. Но… оказывается не все так просто! Конечно, большой вклад в работу летней школы традиционно вносят учителя Гатчинского лицея. Усилиями педагогов лицея организуются практикумы по химии, физике, математике и биологии, учебные суды, погружение в тайны английского и русского языков, интеллектуальные бои, турниры, брейн-ринги по всем областям знаний.

Важно сказать, что летняя школа появилась не случайно. Петербургский институт ядерной физики имени Б. П. Константинова шефствовал над Лицеем с момента его открытия в 1976 году, тогда Лицей назывался школой №3. Многие годы занятия со школьниками проводил Юрис Карлович Залите, ведущий сотрудник ПИЯФ. Эти занятия назывались «Малый физмех». Новый этап взаимоотношений лицея и ПИЯФ начался в 1999 году, была открыта летняя научная школа и в течение учебного года стали проводиться лекции и практикумы, которые получили название «Лицейские чтения». Большой вклад в организацию этого внесли Генрих Андреевич Багиян и Валерий Васильевич Федоров. Мы благодарим ученых, проводивших лицейские чтения: Александра Владимировича Арутюняна, Альберта Кашфиевича Валеева, Генриха Андреевича Багияна, Андрея Владимировича Иванова, Михаила Геннадьевича Козлова, Сергея Ивановича Манаенкова, Евгения Владимировича Москвина, Сергея Вадимовича Метелева, Вячеслава Анатольевича Рыжова, Сергея Ивановича Степанова, Петра Алексеевича Сушкова.

Надеемся, что в будущем, как и прежде, для лицеистов это восхождение к вершинам наук останется бесплатным. Мы благодарим  всех замечательных людей, которые дарят свое время, знания и талант подрастающему поколению. Опыт летней научной школы подтверждает важность нашего многолетнего плодотворного сотрудничества с институтом ядерной физики. Наши совместные усилия приводят к отличным результатам - имена наших учеников становятся гордостью Лицея, Гатчины и России.

Т. М. Черникова, руководитель летней научной школы,

заместитель директора Гатчинского лицея №3