В эпоху быстрого развития технологий, которую мы наблюдаем сегодня, школьное образование становится стартовой площадкой и решающим фактором успеха не только отдельной личности, но и экономического, социального успеха всей страны.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Такая школа, естественно, требует и новых программ обучения, и новых учителей, являющихся не только профессионалами-педагогами, но и профессионалами в других областях деятельности, способных помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

В свете этих новых инициатив актуальность создания инновационной площадки по работе с одаренными детьми на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр информационных технологий» (далее Центр) г. Гатчины и выполнения Центром проекта «Окно в науку» является несомненной.

Цель проекта заключается в организации и сопровождении исследовательской деятельности школьников старшей ступени средней школы по предметам естественного цикла, таким как физика, химия, биология и информатика. Благодаря тесному длительному сотрудничеству Центра с ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П.Константинова» (далее ПИЯФ) существует уникальная возможность не только значительно расширить знания детей по этим предметам, но и предоставить им условия для начала исследовательской деятельности в лабораториях ПИЯФ под руководством ведущих научных сотрудников.

Эту работу мы начинаем не на пустом месте. Темой научно-исследовательской работы Центра, которой мы занимались в течение последних трех лет, была «Разработка и внедрение технологий использования возможностей современного научного центра для повышения качества образования». При ее выполнении проводился анализ возможностей научной базы ПИЯФ, который показал, что из множества научно-исследовательских работ, получивших мировое признание, для включения в программы естественного цикла средней школы можно выбрать работы по  исследованию физики ядра и элементарных частиц, нанотехнологий, молекулярной биологии и генетики, информационных и коммуникационных технологий. По каждому из этих направлений были разработаны циклы лекций, которые позволяют значительно расширить рамки школьных курсов. Именно эти лекции будут использованы нами при работе над проектом.

В сентябре этого года мы собрали в Центре школьников, заинтересованных в получении дополнительных знаний и желающих начать самостоятельную исследовательскую деятельность. Перед ребятами с сообщениями о том, с чем их собираются знакомить на лекциях и в лабораториях, выступили научные сотрудники ПИЯФ: директор отделения нейтронных исследований, диз.-мат.н. В.В. Федоров, заведующий лабораторией голографических информационных и измерительных систем, д.физ.-мат.н. Б.Г. Турухано, ведущий научный сотрудник лаборатории химии и спектроскопии, к.х.н. Ю.С. Грушко, научный сотрудник отделения молекулярной и радиационной биофизики А.Ю. Черненков.

Было проведено тестирование школьников, по результатам которого мы отобрали и сформировали группы ребят, желающих заниматься физикой, химией, биологией и информатикой. Лекционные занятия в этих группах уже начались. Предполагается, что школьники будут слушать лекции не только ученых ПИЯФ, но и лекции ведущих ученых Санкт-Петербурга, которые проводятся в Ленинградском областном центре для одаренных детей «Интеллект». Для этого будут использованы современные телекоммуникационные средства, которыми обладает Центр.

Для того, чтобы учащиеся могли определиться с выбором лаборатории, в которой они будут вести свою исследовательскую деятельность, были организованы коллективные посещения физических, химической и биологических лабораторий ПИЯФ. Сотрудники этих лабораторий не только показали ребятам установки и оборудование, но и рассказали об исследованиях, в которых желающие смогут принять участие.

 В наших ближайших планах – создание информационной базы, содержащей сведения о каждом учащемся, которая будет служить основой для контроля успешности детей, участвующих в проекте; публикация материалов об исследовательской деятельности одаренных детей; разработка средств поощрения и стимулирования научной деятельности школьников. Необходимо, чтобы об успехах таких детей знали не только их родители, но и сверстники, педагоги и школа.

Заместитель директора

МОУ ДПО «Центр информационных технологий»

Зобкало О.М.