Новости из ИОЦ (Информационно-Общественного Центра)

 

 

 

Мы снова учимся…

 

Наш многочисленный опыт общения с населением подтверждает этот тезис: «Человек – существо социальное». А значит, человек и общество неразделимы. Как сделать общество лучше? Какой должна быть власть? И каким – государство? Эти вопросы давно волнуют человека. В недалеком прошлом мы пытались построить социалистическое государство. Что-то удалось, что-то – нет… И сейчас мы переживаем период сродни постреволюционному. Мы снова учимся. На  сей раз – демократическим отношениям, порой оборачиваясь назад в поисках утраченных приобретений в социальной сфере. Но вот наш близкий сосед с севера – Швеция – процветающая капиталистическая страна с развитой социальной инфраструктурой. Кажется, есть у них чему поучиться, к тому же сосед готов делиться опытом. Так мы, сотрудники ИОЦ, оказались в конце ноября этого года в Великом Новгороде на семинаре, лейтмотивом которого звучало – «роль общественных организаций в развитии демократического государства».

  Семинар собран по инициативе Международного Центра Улофа Пальме.

Яркими и запоминающимися были почти все доклады и поэтому равнодушных в зале не было.

 Консул Швеции в Санкт-Петербурге Стефан Эрикссон отметил, что за истекший год Швеция потратила 230 млн. шведских крон на проведение различных проектов в России. Это – сотрудничество в сфере образования и просвещения, содействие безопасной социальной сфере, экологии, энергетике, экономике и укреплению демократии.

       В выступлении Лены Йельм-Валлен (председателя Международного центра Улофа Пальме) прозвучала необходимость о гражданской активности, чтобы сделать общество лучше, силы одних политиков недостаточно. Необходимы партии или гражданские союзы для решения различных насущных вопросов (экологических, социальных и т.д.), поднимаемых снизу и обращенных к правительству. Гражданское общество и правовое государство – суть демократия.

      Запомнился доклад Бритты Родстрем, члена парламента Швеции от социал-демократической партии, «О шведской модели «сыгранности» гражданского общества и политики». Бритта отметила, что политика делается на местном уровне и очень важно, находясь в Рейхстаге, не терять связи с обществом, не отделять себя льготами от народа. Люди должны знать, что их самые насущные вопросы интересны политикам – забота о детях и пожилых людях, о молодых родителях и др. Политики же должны объяснять причины, по которым в конкретной ситуации нет возможности решить вопрос положительно.

      Юля Ревзина – председатель Региональной Общественной Организации социальной поддержки и взаимопомощи «Доверие», созданной в 1995 году в Петербурге при поддержке Швеции, рассказала о методе развивающего диалога. Рассказала о том, как 25 молодых и перспективных педагогов-психологов после окончания университета пришли в вечерне-сменную школу для работы с «трудными» детьми. Как не помогла ни одна известная им методика. Из 25 педагогов не сдались 5, которые продолжали верить в успех. Затем, как яркое открытие, была встреча с книгой бразильского педагога Паоло Фреера «Педагогика угнетенных», где он учил – «слушайте нас, но делайте по-своему». Паоло Фреер – удивительная личность. Используя свою методику «диалога», он обучал неграмотных крестьян, которые через 7-10 дней уже могли читать и писать. И это было откровением для наших молодых психологов. Так появилась оригинальная методика, в основу которой легли наработки бразильского педагога с учетом собственного опыта и применительно к местным условиям. Так в чем же сила «Диалога»? «Диалог» эффективен в тех случаях, когда не помогают традиционные методы – при работе с «трудными» учениками, при задержке развития или педагогической и социальной запущенности; метод также приемлем при оказании помощи подросткам с проблемами зависимости – химической или эмоциональной. Может быть использован практически в любой сфере: родитель-ребенок, педагог-ученик (детский сад, общеобразовательная или спецшкола, колония, профучилище, ВУЗ, кружки всех профилей и т.д.) Как результат труда центра «Доверие» вскоре должна выйти книга, рассказывающая о методике «диалога», которую специалисты и мы ждем с нетерпением.

 Заслушивание докладов на семинаре перемежалось с работой в небольших группах по 8-10 человек и называлось это «работой круглых столов». Таким образом, в пассиве остаться было невозможно. Так я познакомилась с Денисом Репкиным – преподавателем высшей народной школы в Новгороде, существующей за счет Шведского проекта и в которой взрослые могут приобрести новую специальность или обучиться иностранному языку. Денис также член социал-демократического союза молодежи. Карпов Алексей возглавляет социал-демократический союз молодежи в Петербурге.

Рыбалко Виталий, доктор медицинских наук, профессор и научный редактор информационно-просветительского журнала «Туберкулез, ВИЧ/СПИД, алкоголизм, наркомания». Журнал издается в Петербурге опять же при поддержке Швеции, к сожалению, очень небольшим тиражом. «Я выбираю жизь» - символ журнала. Профессор  высказал свою точку зрения на современное общество и, в частности, указал на то, что мало уделяется внимания деятельности в области санитарного просвещения населения, а особенно детей и подростков.

      Животрепещущие, насущные вопросы поднимались на семинаре в Новгороде. Это вопросы, с которыми мы с вами сталкиваемся в нашей повседневной жизни. И мы можем решать их сообща. Важно оставаться открытыми по отношению друг к другу, быть активными участниками общественной деятельности, не замыкаясь лишь в семейном кругу, не проявлять равнодушия, стремиться оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. В преддверии Нового года хочется пожелать всем нам лучшей жизни, которая в наших с вами руках.

 

Татьяна Волкова,

Сотрудник ИОЦ.

вернуться к списку статей