Из истории науки.

«Диалектический идеалист Александр Любищев»

 
 

Исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося мыслителя ХХ века Александра Александровича Любищева. Многие читали посвященную ему повесть Гранина «Эта странная жизнь». В ней Любищев представлен экстравагантным интеллектуалом, занятым поминутным хронометражем собственной жизни, систематикой земляных блошек и громадной эпистолярной перепиской. Каждый нормальный ученый, который с тоской следит, как уходит его время, как его растаскивают хронофаги, с завистью узнает, что Любищеву удавалось отдавать науке 5-6 часов чистого времени в сутки. Его научное наследие огромно – это не только опубликованные монографии и специальные статьи, но сотни томов машинописных текстов, писем и дневников. Разборка и публикация этих материалов займет многие годы.

 Жизнь, прожитая Любищевым, по обывательским меркам довольно заурядная, была жизнью гармоничного и счастливого человека.

 Родился А.А. Любищев 5 апреля 1890 года в Петербурге, в семье преуспевающего лесопромышленника. Учился в 3-ем реальном училище, поступил в Петербургский университет, окончил его в 1911 году с дипломом I степени по разряду естественных наук. Работал ассистентом у проф. А.Г. Гурвича на Бестужевских женских курсах. После революции занимался педагогической деятельностью: преподавал в Крымском университете; в Пермском университете (1921-1927 гг.) читал курсы «Введение в эволюционную теорию», «Учение о сельскохозяйственных вредителях», «История биологии». Особенно успешными были в этот период работы Александра Александровича о форме естественной системы организмов. В Самарском сельскохозяйственном институте Любищев читает курс лекций по зоологии и начинает глубокое изучение проблемы повреждения культурных растений насекомыми.

 Применяет нормальные статистические методы количественной оценки повреждений культурных растений насекомыми.

В 1930 году А.А. Любищев переходит на работу в ВИЗР, в Ленинград, и с новой энергией включается в исследования ущерба, наносимого насекомыми сельскохозяйственным культурам. После исчисления потерь с применением математических методов, он приходит к выводу, что этот вред сильно преувеличен и на него списывают недостатки агротехники. Убедившись, что биологи плохо владеют математической обработкой результатов наблюдений, Александр Александрович пишет объемные монографии «Руководство по применению дисперсионного анализа» и «К методике количественного учета и районирования насекомых», полностью сохранивших свое значение и сейчас. В годы войны Любищев работает в Киргизии.

В 1950 году начинается самый длительный и благополучный период жизни А.А. Любищева. Он переходит на кафедру зоологии Педагогического института Ульянова. Тогда этот город только начинал превращаться в промышленный центр, но пользовался особыми правами, как родина Ленина. Два института, театр, замечательная библиотека, художественный музей и прозрачная красота Венца над Волгой. В Ульяновске Александр Александрович, наконец, обрел то, к чему стремился всю жизнь – полную независимость в научной работе. Я не раз видел, как он ходил по полю, засеянному рыжиком (была такая масличная культура) и что-то делал. Спросил у отца: «Кто это?».  «Это Сан Саныч Любищев – совершенно не стандартный биолог, а на поле он ловит халтику – это такие блошки, их много видов, а различаются они только копулятивными органами»…

Ульяновский период был самым плодотворным у Александра Александровича, но опубликовал он только 2-3 свои работы. Дело в том, что научную публицистику А. А. Любищева отличает свободомыслие и решительное неприятие казенного отношения к науке, поэтому она неприемлема для организаторов всех уровней.

Наука изучает мироздание во всем многообразии форм и процессов. Сам ученый волен выбирать ту сущность или процесс, который он хочет исследовать и свой метод изучения. Единственный критерий истинности полученного результата – его воспроизводство и критическая перепроверка другими учеными. Каждый ученый должен иметь доступ ко всему множеству добытых фактов и право на публикацию своих результатов. По Любищеву наука – это единство ученых при свободе и независимости каждого ученого.

Однако содержит ученых и финансирует их исследования общество в лице государства. Должны быть чиновники, опекающие науку, появляется государственный интерес к практическим результатам исследований, государственная тайна, государственный престиж. Возникает конкуренция между учеными за дележ государственных средств, острые дискуссии на тему, где главные направления науки, где второстепенные, что наука, а что лженаука.

Особенно трудными для отечественной науки были 1947-1953 гг., когда от ученых требовался самоотверженный труд на благо социалистического отечества и борьба с идеализмом буржуазной науки.

В эти годы в биологии воцарился Т.Д. Лысенко, начался период лысенковщины – агрессивного невежества и подавления всякого свободомыслия. Под видом мичуринской биологии внедрялись идеи и методы, которые принесли ущерб сельскому хозяйству. В 1953 году А.А.Любищев  пишет и рассылает коллегам статью «Об аракчеевском режиме в биологии». Свой капитальный труд «О монополии Лысенко в биологии» Александр Александрович писал отдельными главами и посылал их в ЦК КПСС, президенту Академии Наук и отдельным ученым. Все предложения Лысенко были проанализированы, оценен ущерб, причиненный ими сельскому хозяйству. А. А. Любищев показал всю несостоятельность взглядов Лысенко (кроме его теории стадийного развития растений), отметил случаи фальсификации результатов.

К ужасу А.А. Любищева компания борьбы с лысенковщиной закончилась воцарением в биологии школы генетиков-деэнкашников и погромом лысенковцев. Заодно были объявлены лженаучными исследования по витализму, влиянию внешней среды на генетический аппарат, внегеномной наследственности, евгенике. Постепенно прекратились работы по классической селекции и семеноводству.

А.А. Любищев гордился своей независимостью и свободой (жил на профессорскую пенсию), но мог заниматься только теоретической биологией, философией науки и систематикой насекомых. Результаты своих исследований он рассылал коллегам в виде писем.

В отличие от большинства современных ученых, которые считают философию никчемным мудрствованием, Александр Александрович уделял много времени философии науки и методологии познания. В частности он проследил развитие линий Платона и Демокрита в общечеловеческой культуре. Себя он называл в шутку диалектическим идеалистом. Кроме обычной методики познания: от эмпирического наблюдения к абстрактному обобщению и проверки практикой, Александр Александрович рекомендовал использовать методику конструирования моделей из идей и сравнения полученных результатов с реальными. Он предвидел громадные возможности компьютерного моделирования, которое стало излюбленным методом исследования во многих областях науки, в том числе биологии. Не исключено, что суперкомпьютерное моделирование процессов в идеальной клетке позволит воссоздать картину процессов в реальной клетке.

Александру Александровичу нравились замечательные слова К. Бэра: «Наука вечна в своем стремлении, неисчерпаема в своем источнике, неизмерима в своем объеме и не может достичь своей цели»,- их он часто приводил в своих работах.

Основные работы А.А. Любищева по теоретической биологии собраны и опубликованы в монографии «Проблемы формы, систематики и эволюции организмов». Книжки эти зачитаны до дыр. Не следует думать, что в ней содержатся решения всех проблем биологии, скорее это некий фонарь, который осветил сверху улицы и закоулки биологической науки. Оставляя все детали специалистам, остановимся на проблемах редукционализма и витализма.

Еще древние греки пришли к выводу, что целое больше, чем сумма его частей. Сравните для примера возможности бригады из двух человек и возможности двух рабочих порознь. Редукционисты утверждают, что сложные живые организмы подчиняются общим законам физики и химии, поэтому путь к познанию сложного лежит через расчленение этого сложного на простые части и изучения этих элементарных частей и процессов. Любищев доказывает, что это ошибочное представление – организация из частей будет обладать другими свойствами. Если бы один ген отвечал за одно свойство, то расшифровка генома позволила бы понять все процессы в организме. На самом деле геном работает как целое образование и, наоборот, введение в геном еще одного гена вызывает целый ряд изменений в организме.

Живая клетка отличается от мертвой тем, что она живая – это означает, что ряд белковых молекул клетки находится в особом конформационном состоянии, содержит электронные возбуждения и т.п. Мало собрать клетку из частей, надо вдохнуть в нее душу. Даже после простой пересадки ядра одной клетки в другую, составную клетку приходится оживлять импульсом тока. Можно ли вдохнуть жизнь в искусственную клетку или жизнь предается только по наследству – от родителей к детям, это еще надо установить.

Время от времени в разных областях науки появляются гении, которые могут взглянуть на свою науку «сверху». Таким был Гильберт, который поставил перед математиками 24 великие проблемы. Александр Александрович Любищев поставил перед биологами не меньше проблем – и в этом его заслуга.

 

Ведущий научный сотрудник ПИЯФ РАН

А.И. Егоров.

 

 
     

 

 

вернуться к списку статей