В рамках социальных программ.
 
    Программа SPRILO является совместным проектом Министерства международного развития правительства Великобритании (DFID) и правительства Ленинградской области. Программа реализуется на протяжении трех лет в отобранных «пилотных» районах области. Их пять: Гатчинский, Лодейнопольский, Приозерский, Сланцевский, Ивангород. Работа ведется по направлениям, которые затрагивают планирование бюджетных расходов на социальную сферу, улучшение качества услуг в социальных учреждениях и, наконец, развитие малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест в неблагополучных с экономической стороны районах области, привлечение к трудовой деятельности инвалидов. Среди проектов – победителей и проект учреждения дополнительного профессионального образования "Информационно-образовательного центра".

 

 Данный проект нацелен на работу с тремя группами населения города - детьми из малообеспеченных семей и сиротами, детьми - инвалидами и пожилыми людьми – по двум направлениям: обучение компьютерным технологиям и чтение лекций по искусству. В мае информационно-образовательный центр начинает курс «Основы работы на компьютере» для детей (6, 8-9, 10 класс) из малообеспеченных семей и детей-сирот из городского интерната. «Они очень интересуются этим. В отличие от других детей, учатся с большим желанием. Ведь в центре им дают не только основы компьютерной грамотности, но и более сложные курсы – Photoshop, PowerPoint и др. Более того, ребята знают, что по окончании занятий им будет выдано свидетельство – «официальный документ», - говорит директор центра, Галина Весна.

 Детям будет прочитан курс лекций по искусству в рамках совместного проекта информационно-образовательного центра и Русского музея «Виртуальный мир Русского музея». Лекции представляют собой виртуальное посещение залов музея с использованием компьютерных технологий и техники. Главная задача – познакомить детей с музеем и экспонатами как понятием, явлением в мировой культуре.

 Подобные лекции, но уже с более серьезной тематикой, будут читаться пожилым людям. Статистика называет 120 человек, проживающих в двух городских домах ветеранов, и еще 250 человек, которым оказывается помощь на дому. Для них интерактивные лекции, пожалуй, единственный шанс познакомиться с жизнью и творчеством художников, увидеть экспонаты Русского музея, поскольку их финансовые  возможности и передвижение ограничены максимально.

 Третья целевая группа действия проекта – дети-инвалиды. По данным центра реабилитации детей-инвалидов «Дарина», в Гатчине живут 175 детей-инвалидов от 3 до 18 лет. Из них 62 ребенка с психоневрологическими заболеваниями (ДЦП), 32 с соматическими заболеваниями (сахарный диабет, щитовидная железа, болезнь легких) и 81 человек с различными нарушениями (врожденный порок сердца, глухота, слепота, посттравматические синдромы и т.д.).

 «Для нас это совершенно неизведанное поле. Мы сами хотели выйти на компьютерное образование, поставить развивающие программы, индивидуально заниматься. Затем нам предложили участие в проекте. Здесь есть уже готовые специалисты и техника, а у нас ни того, ни другого нет», - говорит Ольга Тимофеева, заместитель директора центра «Дарина».

 Занятия с десятью детьми будут проходить в центре реабилитации, для чего там поставят новый компьютер. В отличие от привычной формы обучения, преподавателям информационно-образовательного центра предстоит работать с детьми индивидуально и не более получаса. На занятии обязательно будет присутствовать специалист «Дарины». Разумеется, обучение будет осуществляться только с разрешения родителей и желания самого ребенка. Для начала детей научат рисовать на компьютере, затем – в зависимости от успехов и возможностей каждого – начнется обучение работе с основными программами. С единственной девочкой, нетранспортабельной в силу диагноза, но действительно талантливой, по словам специалистов реабилитационного центра, преподаватели будут заниматься дома.

 Проект информационно-образовательного центра не затронул категорию «трудных» детей, хотя им уделяют большое внимание и российские, и зарубежные социальные программы. Галина Весна объясняет: «Мы пытались включить трудных детей не только в этот проект, но и в нашу основную деятельность. Они, однако, сказали, что им это просто не надо».

 Можно назвать массу социальных программ для обсуждаемых категорий населения. Например, региональная «Социальная  целевая программа «Семья» для малообеспеченных, многодетных семей. По данным городского Комитета по социальной защите населения, сумма финансирования (из трех уровней бюджетов) этой программы в Гатчине за 2004 год составила чуть более 4 млн. рублей, а за первый квартал 2005 года - 462, 5 тысячи.

 Для детей-инвалидов в центре «Дарина» реализуются проекты «Детство без болезни», «Шаги в будущее», программы по музыкотерапии, по изодеятельности, по трудотерапии. Реальная помощь детям с синдромом РДА (аутизм) поступает из Швеции, работают проекты SPRILO по профилактике безнадзорности «Маленькая мама», совместный с Германией проект по трудоустройству детей-инвалидов в городе. Финансирование центра реабилитации (учитывая расходы на строительство и приобретение аппаратуры) за прошлый год составило около 380 тысяч рублей из областного и местного бюджетов, 96,5 тысяч – средства благотворительной помощи.

 Проект информационно-образовательного центра уникален для города и области. В то же время его актуальность едва ли подвергается сомнению. «Для молодых ребят это способ устроиться на работу и расширить кругозор, что для малоимущих семей сейчас практически нереально», - считает Людмила Голубева, председатель Комитета по социальной защите населения. Ольга Тимофеева из центра «Дарина» уверена, что «у детей-инвалидов компьютер развивает память, внимание и моторику. В Америке, к примеру, аутичных детей учат работать на компьютере. Это действительно очень важно, так как дает возможность трудоустроиться в дальнейшем, что сейчас очень сложно».

 По окончании курса обучения детям, выполнившим все требования (контрольные работы, лабораторные, собственные проекты), выдается свидетельство. «Благодаря тому, что  преподаватели центра не просто теоретики, а люди, работающие в этой сфере, практики высокой квалификации, обеспечивающие высокий уровень обучения, наше свидетельство учитывается при трудоустройстве», - говорит Галина Весна.

 Администратор программы SPRILO Надежда Жук дает проекту высокую оценку, однако о его эффективности и результатах говорить, по ее мнению, рано. «Критерий эффективности для нас - насколько достигается то, что заявлено авторами проекта, как распределены ресурсы, как ведется отчетность. Мы рассчитываем на распространение результатов в других районах области, среди аналогичных учреждений. Ведь пока это только «пилотные» проекты, но по итогам их работы будут выработаны модели решения проблем, сформулированы рекомендации».

  «Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно» - заметил один писатель. Надеюсь, его слова найдут подтверждение.

 

 Ксения Кондратьева

E-mail: ksu@gtn.ru

 

 

 
     
вернуться к списку статей