В дни, когда гатчинцы готовились
к 210-летию со дня рождения своего города, слово «Гатчина» было на слуху
и в Санкт-Петербурге. В частности, речь идёт о двух новых выставках, которые будут интересны людям
разного возраста - и знатокам, и любителям истории. 6 сентября исполнилось 15 лет
со дня возвращения северной столице имени «Санкт-Петербург». Новая выставка,
которая открылась в этот день в
ЦВЗ «Манеж», будет работать до 3 октября. Название историко-художественной
выставки - «Император Александр
III и Императрица Мария Фёдоровна».
Как было сказано на церемонии открытия, это первое из мероприятий, организованное
в Петербурге в связи с перезахоронением праха императрицы Марии Фёдоровны.
Открывая торжественную церемонию, председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Н.Буров подчеркнул важное значение интереса к истории России, касается это дат и событий или отдельных личностей. Сильными личностями назвал Александра Александровича и Марию Фёдоровну директор Эрмитажа М.Пиотровский. «Это доброе слово об Александре III и его времени» – так определил главную идею данной выставки директор ГМЗ «Гатчина» Н.Батенин. Подчеркнув наиболее значимые
факты биографии Марии Фёдоровны, Генеральный консул королевства Дании
в Санкт-Петербурге Йорген Питер Вайс отметил искреннюю её любовь к России,
верность и преданность той стране, в которой она прожила более 50 лет.
Именно в тот день, когда прах Марии Фёдоровны будет привезён в Петербург,
исполнится ровно 140 лет с того момента, когда будущая императрица впервые
ступила на русскую землю. Быть похороненной рядом с мужем – таково было
желание вдовы Александра III и матери Николая II. Церемония перезахоронения
умершей в Дании в 1928 году императрицы организована при поддержке и
по инициативе президента России Владимира Путина. Выставка, посвященная жизни
и деятельности Александра III (1845-1894г.) и его супруги
Марии Фёдоровны (1847-1928г.), размещена в Манеже на двух этажах, на
площади более 4,5 тыс. кв. метров. Данная экспозиция, составленная из
документов и предметов, предоставленных всеми крупнейшими музеями Санкт-Петербурга
и пригородов, говорит о творческом
содружестве петербургского музейного сообщества, что особенно подчеркнул
директор ГМЗ «Павловск» Н.Третьяков. В свою очередь, как отметили
директор ЦВЗ «Манеж» К.Кузьмин и куратор выставки Т.Ларина, при всех
сложностях организации именно такой, то есть межмузейной
комплексной экспозиции, проявляется возможность наиболее полного
отражения исторической темы. Живопись, графика, предметы декоративно-прикладного
искусства, скульптура, оружие, костюмы, флаги, модели кораблей и железнодорожных
вагонов, книги, фотографии и архивные материалы – нет, пожалуй, в каталоге
и на выставке экспоната малозначимого, не интересного.Сам же каталог
выпущен в виде богато иллюстрированного, шикарно изданного дорогостоящего
альбома. На большом экране демонстрируют
видеосюжет, составленный на основе архивных материалов. Воссоздать домашнюю и официальную
атмосферу жизни царской семьи, отразить разнообразные события (например,
поездку на Кавказ в 1888г., годы Первой мировой войны) – решение подобных
сложных задач удалось организаторам выставки и многоплановой, и, в то
же время, весьма целостно-эмоциональной. Всё время правления Александра
III связано с пребыванием его семьи в Гатчине. Что, конечно
же, отражено и предметами, и на фотографиях. Возможно, некоторые из
экспонатов гатчинцам хорошо знакомы, но другие представлены на выставке
впервые. Удивительно, например, воочию видеть то, что в силу различных
обстоятельств могло быть утеряно, испорчено. Но почему-то, как-то сохранилось!
Подобные «мелочи» так наглядно представляют общую картину жизни, как
никакое подробнейшее описание. Закончится эта выставка, развезут все
экспонаты по 11-ти музеям, но, конечно же, не зря они «вдруг» были собраны
все вместе. Потрясающие платья, шляпы и туфельки Марии Фёдоровны, документы,
открытки, эполеты, жетоны, картины… И ещё об одной выставке. Более
80 произведений живописи, графики и прикладного искусства из собрания
Русского музея представлены на выставке в
Строгановском дворце. Автор этих работ известный советский художник-баталист
Рудольф Рудольфович Френц
(1888-1956г). Он родился в Гатчине, в большой семье художника-анималиста
Рудольфа Фёдоровича (Фердинандовича) Френца (1831-1918г). Около 30 лет
прожил Р.Ф.Френц в Мариенбурге, похоронен на гатчинском кладбище. По
заказу императоров Александра II, Александра III и Николая II, сопровождая
их в путешествиях, на охоту, на маневрах, написал Р.Ф.Френц 25 картин,
некоторые из которых хранятся в Русском музее. Были картины Р.Френца-старшего
и в Гатчинском дворце, но в годы войны были утрачены. У Рудольфа Френца-младшего было 5 сестёр, семье принадлежали 2 дома в Мариенбурге: по ул.Крайней (ныне ул.Кустова) д.№ 5 и по ул. Мариенбургской (ныне ул.Рошаля) д.№ 9 . Первая персональная выставка
Р.Р.Френца отражает ранний период творчества художника, менее известный
публике. С 1918 по 1925 г. (вплоть до закрытия) работал Р.Р.Френц в
Петрограде-Ленинграде, в Декоративном институте, где заведовал мастерской
агитплаката. Город и деревня – вот главные герои его ранних произведений,
где реализм не подавляется поиском цвета и формы. Лаконизм и юмор, образная
выразительность детали – таковы отличительные черты небольших жанровых
работ, на первый взгляд простых и бесхитростных. Более известен Р.Р.Френц как
профессор Академии художеств, один из родоначальников советской батальной
живописи, автор панорамы и диорамы «Взятие Зимнего дворца», «Оборона
Петрограда», «Сталинградская битва». Как и отец-художник, мастер батальной
и панорамной живописи умело и с удовольствием изображал лошадей. A.Тришина. |
||||||