В дни, когда гатчинцы готовились к 210-летию со дня рождения своего города, слово «Гатчина» было на слуху и в Санкт-Петербурге. В частности, речь идёт о двух новых выставках, которые будут интересны людям разного возраста - и знатокам, и любителям истории.

6 сентября исполнилось 15 лет со дня возвращения северной столице имени «Санкт-Петербург». Новая выставка, которая открылась в этот день в ЦВЗ «Манеж», будет работать до 3 октября. Название историко-художественной выставки - «Император Александр III и Императрица Мария Фёдоровна». Как было сказано на церемонии открытия, это первое из мероприятий, организованное в Петербурге в связи с перезахоронением праха императрицы Марии Фёдоровны. 

Открывая торжественную церемонию, председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Н.Буров подчеркнул важное значение интереса к истории России, касается это дат и событий или отдельных личностей. Сильными личностями назвал Александра Александровича и Марию Фёдоровну директор Эрмитажа М.Пиотровский. «Это доброе слово об Александре III и его времени» – так определил главную идею данной выставки директор ГМЗ «Гатчина» Н.Батенин.

   

Подчеркнув наиболее значимые факты биографии Марии Фёдоровны, Генеральный консул королевства Дании в Санкт-Петербурге Йорген Питер Вайс отметил искреннюю её любовь к России, верность и преданность той стране, в которой она прожила более 50 лет. Именно в тот день, когда прах Марии Фёдоровны будет привезён в Петербург, исполнится ровно 140 лет с того момента, когда будущая императрица впервые ступила на русскую землю. Быть похороненной рядом с мужем – таково было желание вдовы Александра III и матери Николая II. Церемония перезахоронения умершей в Дании в 1928 году императрицы организована при поддержке и по инициативе президента России Владимира Путина.

Выставка, посвященная жизни и деятельности Александра III (1845-1894г.) и его супруги Марии Фёдоровны (1847-1928г.), размещена в Манеже на двух этажах, на площади более 4,5 тыс. кв. метров. Данная экспозиция, составленная из документов и предметов, предоставленных всеми крупнейшими музеями Санкт-Петербурга и пригородов, говорит о творческом содружестве петербургского музейного сообщества, что особенно подчеркнул директор ГМЗ «Павловск» Н.Третьяков.

В свою очередь, как отметили директор ЦВЗ «Манеж» К.Кузьмин и куратор выставки Т.Ларина, при всех сложностях организации именно такой, то есть межмузейной  комплексной экспозиции, проявляется возможность наиболее полного отражения исторической темы. Живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура, оружие, костюмы, флаги, модели кораблей и железнодорожных вагонов, книги, фотографии и архивные материалы – нет, пожалуй, в каталоге и на выставке экспоната малозначимого, не интересного.Сам же каталог выпущен в виде богато иллюстрированного, шикарно изданного дорогостоящего альбома.

На большом экране демонстрируют видеосюжет, составленный на основе архивных материалов.

Воссоздать домашнюю и официальную атмосферу жизни царской семьи, отразить разнообразные события (например, поездку на Кавказ в 1888г., годы Первой мировой войны) – решение подобных сложных задач удалось организаторам выставки и многоплановой, и, в то же время, весьма целостно-эмоциональной.

Всё время правления Александра III связано с пребыванием его семьи в Гатчине. Что, конечно же, отражено и предметами, и на фотографиях. Возможно, некоторые из экспонатов гатчинцам хорошо знакомы, но другие представлены на выставке впервые. Удивительно, например, воочию видеть то, что в силу различных обстоятельств могло быть утеряно, испорчено. Но почему-то, как-то сохранилось! Подобные «мелочи» так наглядно представляют общую картину жизни, как никакое подробнейшее описание. Закончится эта выставка, развезут все экспонаты по 11-ти музеям, но, конечно же, не зря они «вдруг» были собраны все вместе. Потрясающие платья, шляпы и туфельки Марии Фёдоровны, документы, открытки, эполеты, жетоны, картины…

И ещё об одной выставке. Более 80 произведений живописи, графики и прикладного искусства из собрания Русского музея представлены на выставке в Строгановском дворце. Автор этих работ известный советский художник-баталист Рудольф Рудольфович Френц (1888-1956г). Он родился в Гатчине, в большой семье художника-анималиста Рудольфа Фёдоровича (Фердинандовича) Френца (1831-1918г). Около 30 лет прожил Р.Ф.Френц в Мариенбурге, похоронен на гатчинском кладбище. По заказу императоров Александра II, Александра III и Николая II, сопровождая их в путешествиях, на охоту, на маневрах, написал Р.Ф.Френц 25 картин, некоторые из которых хранятся в Русском музее. Были картины Р.Френца-старшего и в Гатчинском дворце, но в годы войны были утрачены.

У Рудольфа Френца-младшего было 5 сестёр, семье принадлежали 2 дома в Мариенбурге: по ул.Крайней (ныне ул.Кустова) д.№ 5 и по ул. Мариенбургской (ныне ул.Рошаля) д.№ 9 . 

Первая персональная выставка Р.Р.Френца отражает ранний период творчества художника, менее известный публике. С 1918 по 1925 г. (вплоть до закрытия) работал Р.Р.Френц в Петрограде-Ленинграде, в Декоративном институте, где заведовал мастерской агитплаката. Город и деревня – вот главные герои его ранних произведений, где реализм не подавляется поиском цвета и формы. Лаконизм и юмор, образная выразительность детали – таковы отличительные черты небольших жанровых работ, на первый взгляд простых и бесхитростных.

Более известен Р.Р.Френц как профессор Академии художеств, один из родоначальников советской батальной живописи, автор панорамы и диорамы «Взятие Зимнего дворца», «Оборона Петрограда», «Сталинградская битва». Как и отец-художник, мастер батальной и панорамной живописи умело и с удовольствием изображал лошадей. 

A.Тришина.

 
     

 

 

вернуться к списку статей