Повышенное внимание к информатизации образования на всех уровнях власти обеспечило к настоящему моменту благоприятные условия для активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс. Активизировать интерес администраторов и педагогов к использованию ИКТ, распространять накопленный опыт, предлагать новые возможности, работать на создание единого информационного образовательного пространства, ориентированного на вхождение в глобальное информационное общество – вот главные задачи, стоящие сейчас перед образовательными учреждениями.

 Развитие процессов информатизации в муниципальной системе образования Гатчинского района требует от «Центра информационных технологий» (г. Гатчина), как учреждения дополнительного профессионального образования, развития многих направлений деятельности, важнейшим из которых является подготовка высоко профессиональных педагогических кадров в сфере ИКТ. Принятое нами решение об организации многоступенчатой системы обучения педагогов уже сегодня дает свои положительные результаты.

Если программа «Основы работы на ПК» позволяет сделать первые шаги в освоении компьютерной грамотности, давая возможность педагогу подготовить к уроку дидактические материалы – тексты, таблицы, иллюстрации, простые графики, то программа следующей ступени обучения «Интернет-технологии» предполагает освоение Интернет-ресурсов и возможностей их использования в педагогической деятельности.

 Педагог, прошедший этот курс, может найти необходимые ему материалы в глобальной сети, подготовить урок с применением собственной презентации, сайта, понимает возможности  компьютерных технологий, доступных учащимся.

Реализация большинства проектов, где учитель выступает как руководитель, работающий совместно со своими учениками, стала возможной только благодаря следующей ступени подготовки педагогов в ЦИТ – системе поддерживающего обучения, которая призвана более гибко и дифференцированно решать конкретные проблемы, возникающие в практической деятельности. Можно уверенно сказать, что выбранный подход отвечает потребностям разного уровня и обеспечивает высокую эффективность обучения педагогов.

Повышая уровень ИКТ - компетентности педагогов, ЦИТ активно работает и с учащимися, руководствуясь стремлением развить способность к творчеству, желание вести самостоятельное исследование. В этой работе не менее важен принцип многоступенчатости обучения, при котором учащийся, в зависимости от своей подготовленности, выбирает программу обучения – от базового курса до языков программирования и WEB-дизайна.

Ориентируясь на задачу профессиональной подготовки старшеклассников, в этом учебном году в ЦИТ начали работать курсы углубленного изучения химии и биологии, а также курсы по подготовке к олимпиадам по физике и информатике, занятия на которых ведут научные сотрудники Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ) РАН.

Еще одним важным шагом на пути к информатизации системы образования является участие ЦИТ во внедрении дистанционного курса «Изобразительное искусство в контексте истории и музейных коллекций», по которому в настоящее время занимаются  учащиеся всей Ленинградской области. В дистанционной среде есть все условия для активной самостоятельной работы ребят, творчества педагогов, гибкой организации учебного процесса, создания сетевых образовательных сообществ.

Отдельного упоминания заслуживает программа курса «Компьютерная изостудия». Сочетание в одном занятии разных технологий – «бумажной» и компьютерной – приводит к развитию у детей разносторонних навыков в создании изобразительного произведения. Перспективность такой методики подтверждается тем, что в конкурсах компьютерной графики эти дети уверенно занимают лидирующие позиции.

Новые перспективы для образования открывает использование телеконференцсвязи. Лекции для школьников, находящихся в ЦИТ разных муниципальных образований Ленинградской области, читают специалисты самого высокого уровня. Трудно переоценить появившуюся у детей возможность практически вживую пообщаться с учеными мирового уровня, прослушать лекции, задать вопросы и сразу получить ответ.

На сегодняшний день ведущими учеными ПИЯФ РАН прочитаны 4 лекции по разным направлениям научных исследований. Однако уже сейчас становится понятной необходимость организовать не только отдельные лекции, но и плановые циклы по различным предметам.

Современные дети одновременно учатся читать, писать и общаться с компьютером. Поэтому внедрение ИКТ в работу дошкольных учреждений – очевидная необходимость. Показать детям компьютер как средство знакомства с миром изобразительного искусства – еще одна задача, которую выполняет наш ЦИТ.

Циклы лекций «Здравствуй, музей!», «Учись смотреть и видеть» пользуются растущей популярностью в дошкольных учреждениях и в начальных классах школ, инициируя и развивая стремление детей к дальнейшему знакомству с миром прекрасного.

Большой интерес вызывают у населения Гатчины лекции по искусству, регулярно проводимые в ЦИТ сотрудниками Государственного Русского музея.

Такие лекции позволяют людям, по тем или иным причинам, не имеющим возможности посещать музеи, познакомиться с их экспозицией, посетить выставку, прослушать лекции высококвалифицированных специалистов.

В заключение хотелось бы отметить, что основным положительным моментом деятельности Центра информационных технологий г.Гатчина на наш взгляд является приобщение к культуре информационного общения всего социума, т.к. именно учитель, педагог несет эту культуру.

 

Почетный работник образования Фролова Г.С., методист МОУ ДПО «Центр информационных технологий»

 

 
     

вернуться к списку статей