К столетию ученогои писателя И.А. Ефремова |
||
Иван ЕфремовИздавна принято называть библиотеку
сокровищницей знаний. Но вряд ли все мы полностью отдаем себе отчет
в значении книгохранилищ для человечества. Где же, как не в книгах,
собраны знания, искусства и мечты, весь опыт, вся мудрость человеческого
рода, вначале копившаяся по крохам в устных преданиях у костров каменного
века, а ныне разрастающаяся подобно катящемуся снежному кому. Если бы
вдруг исчезли все книги, журналы, газеты, то через несколько поколений
люди стали бы бродячими охотниками, дикарями. Почти подобное случилось
в древние времена, когда книг было мало, грамотных людей и того меньше
и вся культура той или иной страны сосредоточивалась в одном городе.
Тогда при нападении врага побежденная страна подвергалась жестокому
грабежу, немногочисленные носители культуры погибали или продавались
в рабство, библиотеки уничтожались. В результате полностью исчезала
культура, а с ней забывался и весь народ, забывался до тех пор, пока
терпеливые изыскания ученых не открывали случайно уцелевшие остатки
писем, документов, а главное – книг, воскрешая из небытия великолепные
произведения творческой мысли. Сейчас книг выпускается все
больше и больше. Но их обилие имеет две стороны: хорошую и плохую. Книги
могут буквально захлестнуть человека и превратиться из источника информации
и эстетического удовольствия в непролазные дебри мешанины. Я начал читать самоучкой в
четыре года, читал быстро и за пятьдесят лет одолел очень много книг,
доставивших мне море радости. И в то же время не могу спокойно думать
о массе ерунды, множестве плохих мелкодушных книг, которые пришлось
прочитать вместе с хорошими. Я, конечно, упустил много прекрасных произведений,
бесплодно потратил бездну времени. Хочется воскликнуть вместе с Гесиодом
(несколько перефразируя его): «Нет ничего, что бы в жизни было прекраснее
книги хорошей. Но ничего нет ужаснее книг нехороших!» Читателю второй половины нашего
века труднее, чем было мне. В результате массового выпуска недорогих
изданий, очень быстрого производства книг во всем мире накопились горы
печатных произведений. Ежегодно на разных языках выходит множество книг,
литературных журналов, альманахов. Если прибавить к этому еще тысячи
научных журналов, публикующих разнообразнейшую и разнокачественную научную
информацию, растущую невероятными темпами, то станет очевидно, что и
способному человеку все труднее быть в курсе даже самых общих достижений
науки и искусства. Через одно-два поколения это будет и вовсе невозможно.
Таков исторический ход событий,
и – хотим мы этого или не хотим – неизбежно наше превращение в полузнаек,
если не будет в корне реорганизована вся система чтения. Тут-то и выступает
все важнейшее значение библиотекаря. До сих пор идеалом библиотекаря
был вдумчивый знаток книги, всегда готовый помочь найти необходимое
и резко отличавшийся от равнодушных «выдавателей» литературы. Теперь
такой «знаток» может сам заблудиться в дебрях сотен миллионов (а скоро
и миллиардов) названий, о которых он уже не в силах иметь никакого суждения,
кроме разве лишь инстинктивного. Нам нужен библиотекарь-ученый, умеющий
разыскивать нить, необходимую данному читателю книжной информации –
буквально Ариаднину нить среди лабиринта знаний. Жизнь властно требует нового.
Бессмысленным становится выпуск миллиардов громоздких книг, на которые
мы расходуем наши лесные запасы. Подходит время книгофильмов – микроскопически
малых и чудовищно емких хранителей печатного слова. Необходимыми становятся библиотеки,
далеко ушедшие от хранилищ редких изданий и кабинетов инкунабул средних
веков, отдельные черточки которых еще проскальзывают в структуре наших
библиотек. Хранение микрокниг – дело для современной техники сравнительно
простое. Гораздо более важна организация обслуживания читателя, которая,
нужно прямо признать, с точки зрения современных потребностей, находится
на низком уровне. Скоро массы книг не будут громоздиться
непроворотными горами на километровых полках книгохранилищ. Но этого
мало. Теперь мечты и смекалка библиотекарей должны быть направлены на
то, чтобы в содружестве с техниками создать библиотеки нового типа,
работающие по принципам кибернетических машин и памятных устройств.
Нужно создать «автоматические линии» для получения информации о книгах.
Необходимы устройства, которые я назвал бы «разматывающей нитью» для
постепенного углубления в тот или другой научный вопрос, тему. Надо
сконструировать приборы, которые смогут автоматически передавать конспекты
по любым книгам. Я считаю, что конспекты (не аннотации) должны стать
обязательным сопровождающим элементом книги или книгофильма. В них нужно
отражать не только содержание произведения, но и его художественные
достоинства, стиль, и другие особенности, закодированные какими-то определенными
цифрами. Я далек от мысли намечать в
этой статье технические аспекты построения информации читателя в библиотеках
будущего, а пытался лишь передать ощущение назревших больших перемен
в библиотечном деле, роль которого будет все больше возрастать. Мне представляется библиотека,
похожая на гигантскую автоматическую телефонную станцию, соединенную
специальной установкой с каждым абонентом-читателем. Среди сложных автоматов
я вижу инженеров хранения и выдачи знаний и опыта человечества – библиотекарей
будущего, уверенно разбирающихся в кодах и шифрах тематических «нитей»
и «линий» вкусов, интересов, запросов каждого читателя. Тогда ему не
придется переваривать своим умом тонны книжной шелухи и становиться
более или менее образованным только к закату жизни. Умные машины, «память»
помогут отобрать лишь те книги, которые принесут ему наибольшую пользу.
Полученное таким путем «образование» сделает каждого человека достойным
членом коммунистического общества. «Библиотекарь»,
1960, №12, с.43-44. |
||