Снова память возвращает к тому короткому сроку в 5-6 дней, в течение которого обычно проходит «Зимняя школа физиков». В рамках культурной программы обычно приглашаются представители музыкального искусства, литературы, музейные работники. Давняя дружба связала эти школы с Эрой Борисовной Коробовой – искусствоведом и научным сотрудником Эрмитажа. В 2008 году она представила (повторно по просьбе участников школы) очень необычную для многих лекцию. А рассказ был об итальянском художнике XVII века. И необычность заключалась в том, что никто из присутствовавших его не знал и произведений его не видел. Но увиденное пробуждало сильные эмоции. Показанные репродукции выглядели современно, легко увязываясь с кубизмом, дадаизмом, сюрреализмом, конструктивизмом и т.п.

 Рассказывала Эра Борисовна о книге «Bizzarie di Varie Figure», автором которой был Джиованни Батиста Брачелли. Год издания книги 1624, книга содержала рисунки и посвящалась она Pietro Medici.

 
 

 Творил Брачелли (1600–1650 гг) в эпоху барокко. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в Италии (Рим, Венеция, Флоренция). Эпоху барокко принято считать веком разума, утонченности, просвещения. Именно тогда появляются парки с прямыми аллеями, с деревьями, подстриженными  в виде геометрических фигур, «карусели» - катанье на лошадях, балы-маскарады, фейерверки (потешные огни). Искусству этого времени свойственны напряженность, контрастность, динамичность образов, пышность форм.

Яркими и известными представителями этой эпохи являются Рубенс, Караваджо. Но как не похожа их манера письма на рисунки Брачелли. Слова “Barocco” и “Bizzarie” имеют один перевод – “странный”, “причудливый”, “эксцентричный”.

 Что мы видим на рисунках Брачелли? На одном изображены, на первый взгляд, просто разно-этажные дома, но вот глаз начинает различать: дома – это элементы, из которых составлена большая лежащая фигура человека.. Такая вот метаморфоза. На другом видим двух рыцарей, мы ощущаем их оживленное общение, но на самом деле изображены пустые доспехи. Или вот другой рисунок – здесь вполне современная тема – два сидящих робота за чертежными столами – и все изображено при помощи геометрических фигур с преобладанием кубов – вот тебе и кубизм! В других рисунках деревья – люди, или целые сюжеты рисунка выписаны элементами человеческих тел, цветов, веток и т.д. Фантазия художника бьет ключом, он полон жизни, безудержного веселья. Рисунки его добры и автор словно приглашает зрителя разделить его веселье, проиграть его шарады.

 Да, Брачелли сын своей эпохи. По духу он следует ее законам – легкость, изящность, развлечение, но манера его отличается от его современников и видится он прообразом и вдохновителем художников грядущих веков – 19, 20-го.

 Только вот жаль, что при желании узнать побольше об этом художнике, испытываешь неудачу – на русском найти ничего не удалось. А между тем наш Эрмитаж располагает таким сокровищем как книга «Bizzarie di Varie Figure». Надеемся на публикации в будущем Эры Борисовны Коробовой.

 Поиски в интернете привели еще к одному имени – Джюзеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo). Родился в Милане (1527-1593). Он известен крупными работами над витражами и фресками в кафедральных соборах. Но внимание привлекли его портреты (их можно увидеть в  Лувре, в музее Вены, в музеях Швеции, Италии), в которых части лица, тела, волосы заменены изображением овощей, фруктов, листьев и веток деревьев, при этом сохранялось портретное сходство с оригиналом.

 Похоже, Арчимбольдо вдохновляли загадки, причуды Леонардо да Винчи. А его метод, метод Арчимбольдо, послужил основой сюрреализму начала 20-го века, им был вдохновлен Сальвадор Дали.

Т. Волкова

 
     

 

 

вернуться к списку статей