Информационные технологии – одно из мощных средств оптимизации человеческого труда, использование которых является необходимой составляющей современной культуры. Эффективность труда специалиста, эрудированного в этой области, многократно возрастает. Подготовку такого специалиста необходимо начинать уже в школе, а это значит, что школьные педагоги сами должны быть достаточно компетентными в области информационно-коммуникационных технологий. Понимая важность указанной задачи, Комитет среднего и профессионального образования Ленинградской области разработал несколько программ повышения квалификации административно-педагогического состава, по которым в Гатчинском районе прошли обучение более 600 педагогов. Головной организацией для реализации наиболее востребованной и емкой по своему содержанию программы «Новые инфокоммуникационные технологии (НИКТ) в предметной области» был выбран Гатчинский Центр информационных технологий. В основу программы положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя методическую, педагогическую и ИКТ составляющие. В
ходе организации учебного процесса использовалось все многообразие
форм и методов учебной работы: лекции, семинары, практические, в том
числе, индивидуальные занятия, ознакомление с опытом коллег, обсуждение
и анализ ситуаций, работу в малых группах, консультации. Учитывая специфику
аудитории, форма изложения материала предполагала предоставление возможности
слушателям в ходе обучения делать логические выводы, адаптировать содержание
к собственной практике и апробировать полученные умения в условиях тренингов
и при выполнении специальных упражнений. Процесс
обучения завершался выполнением выпускной работы. В том случае, когда
работа отвечала требованиям, предъявляемым к выпускным работам, слушателю
выдавалось Удостоверение о повышении квалификации государственного образца,
которое является основанием для повышения квалификационной категории
в ходе аттестации работников образования. В Гатчинском районе по этой программе обучение прошли 173 педагога. Исходный уровень их подготовки оказался очень разным – одни давно овладели компьютерными технологиями и применяют их в профессиональной деятельности, другие только начинают, но уже почувствовали необходимость их использования. Несмотря на это, подавляющее большинство слушателей при огромной основной нагрузке в школе, представили очень неплохие работы, положили начало своим электронным портфолио, увидели преимущества внедрения НИКТ в свою деятельность. Самым большим профессиональным объединением среди слушателей оказалась
начальная школа – 55 ее представителей прошли обучение. Очевидно, что
применение новых технологий помогает учителям начальных классов активизировать
деятельность ребят, привлекать к совместной работе родителей и, следовательно,
повышать качество обучения. Среди работ этой группы выделяются работы
Шарапенковой Е.В. (Гатчинская
НОШ №5) – «Пример портфолио учителя», Комаровой
Н.А. (Высокоключевая СОШ) – «Опыт работы школьного МО», Мирзаяновой И.В. (гимназия им. К.Д. Ушинского) – «Размышления учителя»,
Борисовой Г.А. (Семринская НОШ) – «О применении презентаций на уроках
в начальной школе», Журжалиной
М.Л. (Сиверская СОШ №3) – «Из
опыта работы учителя и завуча начальной школы»,
Степановой Е.И. (Гатчинская СОШ №1) – «О мастер-классе и внеклассной
работе». Следующее по численности профессиональное
объединение – учителя русского языка и литературы. Неограниченные возможности
Интернета позволяют словеснику подготовить урок, внеклассное занятие, а ученикам
– выступление, проект или реферат, используя электронные энциклопедии,
авторские сайты, богатейший иллюстративный материал. Настоящим открытием
была выпускная работа Мариненко Ю.В. (Коммунарская СОШ №3), в которой были представлены разработки уроков
и «Личный сайт поэта». Интересны работы Уденцовой В.Н. (Войсковицкая
СОШ №2) – «Из опыта работы…», Володченко
Л.П. (Высокоключевая СОШ) – «Внеклассная работа», Юрко Т.Б. (Гатчинская
СОШ №9), ставшей в этом году победительницей районного конкурса «Учитель
года», – Интернет-урок «На каком языке будет говорить новый мир в будущем?» Учителя естественнонаучного цикла
используют информационные технологии для подбора материалов к уроку,
накопления и структурирования методических разработок, обмена опытом,
внедрения в учебный процесс проектной деятельности. Интересны работы
Большаковой Г.А. (Гатчинская СОШ №2) – «Рада поделиться интересными
задачами», Воробьева С.И. (Гатчинская вечерняя школа) – «Материалы к
урокам», Жаловой Е.В. (Гатчинский лицей №3) – «Портфолио
для аттестации», Гондарь Е.В. (Пудостьская СОШ) –
«Начало портфолио». Лучшие работы учителей размещены
на портале в Ленинградской областной корпоративной образовательной сети
(http://www.gtn.lokos.net), и пользоваться ими может любой учитель не только Гатчинского района,
но и всей области. Подводя итоги, можно сказать,
что сотрудниками Центра и педагогическим сообществом нашего района проделана
огромная и очень важная работа по внедрению новых информационных технологий
в педагогическую практику. Г.Ш. Весна, директор
МОУ ДПО «Центр информационных
технологий» Г.С. Фролова, методист
МОУ ДПО «Центр информационных
технологий» |
||