Информационные технологии – одно из мощных средств оптимизации человеческого труда, использование которых является необходимой составляющей современной культуры. Эффективность труда специалиста, эрудированного в этой области, многократно возрастает. Подготовку такого специалиста необходимо начинать уже в школе, а это значит, что школьные педагоги сами должны быть достаточно компетентными в области информационно-коммуникационных технологий.

Понимая важность указанной задачи, Комитет среднего и профессионального образования Ленинградской области разработал несколько программ повышения квалификации административно-педагогического состава, по которым в Гатчинском районе прошли обучение более 600 педагогов.

Головной организацией для реализации наиболее востребованной и емкой по своему содержанию программы «Новые инфокоммуникационные технологии (НИКТ) в предметной области» был выбран Гатчинский Центр информационных технологий.

В основу программы положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя методическую, педагогическую и ИКТ составляющие.

В ходе организации учебного процесса  использовалось все многообразие форм и методов учебной работы: лекции, семинары, практические, в том числе, индивидуальные занятия, ознакомление с опытом коллег, обсуждение и анализ ситуаций, работу в малых группах, консультации. Учитывая специфику аудитории, форма изложения материала предполагала предоставление возможности слушателям в ходе обучения делать логические выводы, адаптировать содержание к собственной практике и апробировать полученные умения в условиях тренингов и при выполнении специальных упражнений.

Процесс обучения завершался выполнением выпускной работы. В том случае, когда работа отвечала требованиям, предъявляемым к выпускным работам, слушателю выдавалось Удостоверение о повышении квалификации государственного образца, которое является основанием для повышения квалификационной категории в ходе аттестации работников образования.

В Гатчинском районе по этой программе обучение прошли 173 педагога. Исходный уровень их подготовки оказался очень разным – одни давно овладели компьютерными технологиями и применяют их в профессиональной деятельности, другие только начинают, но уже почувствовали необходимость их использования. Несмотря на это,  подавляющее большинство слушателей при огромной основной нагрузке в школе, представили очень неплохие работы,  положили начало своим электронным портфолио, увидели преимущества внедрения НИКТ в свою деятельность.

Самым большим профессиональным объединением среди слушателей оказалась начальная школа – 55 ее представителей прошли обучение. Очевидно, что применение новых технологий помогает учителям начальных классов активизировать деятельность ребят, привлекать к совместной работе родителей и, следовательно, повышать качество обучения. Среди работ этой группы выделяются работы Шарапенковой Е.В. (Гатчинская НОШ №5) – «Пример портфолио учителя», Комаровой Н.А. (Высокоключевая СОШ) – «Опыт работы школьного МО», Мирзаяновой И.В. (гимназия им. К.Д. Ушинского) – «Размышления учителя», Борисовой Г.А. (Семринская НОШ) – «О применении презентаций на уроках в начальной школе», Журжалиной М.Л. (Сиверская СОШ №3) – «Из опыта работы учителя и завуча начальной школы»,  Степановой Е.И. (Гатчинская СОШ №1) – «О мастер-классе и внеклассной работе».

Следующее по численности профессиональное объединение – учителя русского языка и литературы. Неограниченные возможности Интернета позволяют словеснику подготовить урок, внеклассное занятие, а ученикам – выступление, проект или реферат, используя электронные энциклопедии, авторские сайты, богатейший иллюстративный материал. Настоящим открытием была выпускная работа Мариненко Ю.В. (Коммунарская СОШ №3), в которой были представлены разработки уроков и «Личный сайт поэта». Интересны работы Уденцовой В.Н. (Войсковицкая СОШ №2) – «Из опыта работы…»,  Володченко Л.П. (Высокоключевая СОШ) – «Внеклассная работа», Юрко Т.Б. (Гатчинская СОШ №9), ставшей в этом году победительницей районного конкурса «Учитель года», – Интернет-урок «На каком языке будет говорить новый мир в будущем?»

Учителя естественнонаучного цикла используют информационные технологии для подбора материалов к уроку, накопления и структурирования методических разработок, обмена опытом, внедрения в учебный процесс проектной деятельности. Интересны работы Большаковой Г.А. (Гатчинская СОШ №2) – «Рада поделиться интересными задачами», Воробьева С.И. (Гатчинская вечерняя школа) – «Материалы к урокам», Жаловой Е.В. (Гатчинский лицей №3) – «Портфолио для аттестации», Гондарь Е.В. (Пудостьская СОШ) –  «Начало портфолио».

Лучшие работы учителей размещены на портале в Ленинградской областной корпоративной образовательной сети (http://www.gtn.lokos.net), и пользоваться ими может любой учитель не только Гатчинского района, но и всей области.

Подводя итоги, можно сказать, что сотрудниками Центра и педагогическим сообществом нашего района проделана огромная и очень важная работа по внедрению новых информационных технологий в педагогическую практику.

 

Г.Ш. Весна, директор

МОУ ДПО «Центр информационных технологий»

Г.С. Фролова, методист

МОУ ДПО «Центр информационных технологий»

 

 
     

вернуться к списку статей