Развитие всемирной паутины (интернет) и разнообразие предоставляемых ею информационных услуг создают условия, при которых дистанционное обучение становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования.

Появление системы дистанционного обучения вызвано необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования, в то время как существующие формы не позволяют решить эти проблемы на практике. Дистанционное обучение обеспечивает свободное планирование процесса обучения, свободу в выборе  места, времени и темпа изучения материала.

В основе дистанционного обучения, как правило, лежит технология, основанная на использовании сервисов сети Internet. В настоящее время сетевые технологии являются наиболее перспективными для развития дистанционного обучения, так как позволяют предоставлять не только весь необходимый для изучения материал, но и возможность общения учащихся между собой и с преподавателем.

С экономической и технологической точек зрения наиболее эффективной технологией взаимодействия преподавателя и учащегося является электронная почта, которая чаще всего используется в процессе консультаций. Для группового общения учащихся и преподавателя используются такие сетевые технологии как форумы и чаты.

Примером курса дистанционного обучения может служить программа «Изобразительное искусство в контексте истории и музейных коллекций», разработанная в Центре информационных технологий Гатчины по заказу Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Хотя программа разрабатывалась как профильный предмет для учащихся 10 – 11 классов, она  полезна всем, кто интересуется историей изобразительного искусства. Основная цель, которую ставили перед собой авторы программы (сотрудники Государственного Русского музея профессор Б.А. Столяров и кандидат искусствоведения А.Г. Бойко) – формирование общекультурной и методологической компетентности учащихся на основе представлений об истории изобразительного искусства и крупнейших художественных музеях России и мира.

Курс состоит из 6 разделов, каждый из которых включает лекции, самостоятельные и контрольные работы. Лекции написаны ярким, эмоциональным языком и сопровождаются большим количеством иллюстративного материала. Так, в разделе «Изобразительное искусство в контексте всеобщей истории и музейных коллекций мира», наглядно показано, как исторические процессы, начиная с Древнего мира, средневековья и кончая ХХ веком, отражены в художественном наследии конкретного периода. В качестве примеров памятников Древнего Востока и античности рассматриваются экспозиции в Лувре, Британском музее и Берлинском государственном музее; средневекового христианского искусства - в музее Метрополитен, Лувре и Эрмитаже; художественное наследие XVII – ХХ веков - в Лувре, музее Метрополитен, Прадо, Национальной галерее (Лондон), Музее современного искусства (Нью-Йорк), Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и других известных музеях мира. Как отдельная тема рассматривается авторами сокровищница мирового изобразительного искусства - Государственный Эрмитаж.

В разделе «Изобразительное искусство в контексте отечественной истории и музейных коллекций России» показана связь исторических процессов, происходивших в нашей стране со времен Древней Руси до наших дней. Здесь подробно анализируются памятники искусства не только таких ведущих сокровищниц как  Государственная Третьяковская галерея, Государственный  Русский музей, Государственный Исторический музей, но и периферийных музеев - Пермской картинной галереи, Нижегородского Государственного художественного музея, Саратовского Государственного художественного музея имени А.С. Радищева.

Интересен и полезен для учащихся раздел «Современные информационные ресурсы об изобразительном искусстве», в котором указываются адреса русских и зарубежных Интернет-сайтов, посвященных изобразительному искусству, адреса сайтов музеев России и зарубежных музеев, благодаря чему можно изучить художественные коллекции любого из них, совершая виртуальные экскурсии по этим музеям.

В конечном итоге, изучение данного курса развивает понимание исторической логики художественного процесса, расширяет и углубляет представление о коллекциях художественных музеев России и других стран.

Для прохождения дистанционного обучения необходимо иметь компьютер, возможность выхода в сеть Internet и, самое главное, желание разобраться в определенной предметной области. В отличие от традиционного заочного обучения, дистанционное обладает рядом неоспоримых преимуществ: не нужно подстраиваться под расписание занятий и тратить время на проезд к месту учёбы, можно самому определить интенсивность своих занятий и, наконец, познакомиться с современными образовательными технологиями.

Особенно важна дополнительная социальная составляющая дистанционного обучения, поскольку оно позволяет получить (или пополнить) образование тем слоям населения, которые по тем или иным причинам не имеют для этого другой возможности.

Г.Ш.Весна.

 
     

вернуться к списку статей