Лаборатория физики экзотических ядер

Петербургский
Институт
Ядерной
Физики

Петербургский Институт Ядерной Физики им.Б.П.Константинова

 • Введение

 • Штат

 • Текущие проекты

 • Публикации

 • Обратная связь

 

 • ОФВЭ

 

  Введение

Лаборатория физики экзотических ядер


Введение
Лаборатория Физики Экзотических Ядер (ЛФЭЯ) была образована в 2003 г., выделившись из состава лаборатории ИРИС (Исследование Радиоактивных Изотопов на Синхроциклотроне), базирующейся с 1975 г. на установке масс-сепаратора в линию с ускорителем ПИЯФ. В конце 2013 г. ЛФЭЯ была реорганизована выделением из неё групп протонной терапии и радиохимии и введением в её состав группы молодых физиков-исследователей и аспирантов.
  • Основными вехами исследовательской работы сотрудников ЛФЭЯ в составе лаборатории ИРИС было участие в запуске этой первой в стране установки и обосновании специфической для неё научной программы (E. Berlovich, E. Ignatenko and Yu. Novikov. Proc. Leusinе Conference, CERN, 1973). Была разработана программа исследования ядер, удалённых от полосы бета-стабильности, с предложением изучения ряда новых физических явлений, специфичных для ядерной физики и астрофизики. Значительная часть этой программы была реализована в ПИЯФ и получила развитие в зарубежных центрах. Основные её результаты, полученные сотрудниками ЛФЭЯ, перечислены в ниже следующих пунктах.

    • Были предсказаны новые эффекты запаздывающего испускания частиц трития и 3He. Запаздывающие ядра трития были впоследствии экспериментально обнаружены в работах группы ЦЕРНа. Предсказанное явление запаздывающего деления было экспериментально обнаружено в ОИЯИ (Дубна) и нашло продолжение в исследованиях в ПИЯФе и в ЦЕРНе. Это явление играет исключительно важную роль в вопросах ядерной космохронологии (определении возраста Вселенной). Работами группы ИРИС была измерена вероятность этого процесса в тяжёлых нейтроноизбыточных нуклидах (Fr, Ra) и показано, что оно не оказывает влияния на определение возраста вселенной по паре U/Th, что противоречило выдвинутой в литературе гипотезе, приводящей к пересмотру ряда космологических постулатов.

    • Было показано, что сверхтяжёлые нуклиды Периодической системы элементов могут образовываться в результате астрофизического процесса быстрого захвата нейтронов (r-процесса), происходящего при взрыве звёзд и отвечающего за образование элементов в природе. Несмотря на многочисленные попытки, Сверхтяжёлые в природе пока не найдены.

    • Другому астрофизическому процессу быстрого захвата протонов в звёздных условиях (rp-процессу), отвечающему за генерацию энергии в звёздах, были посвящены первые на установке ISOLDE в ЦЕРНе совместные эксперименты с участием российских учёных, посвященные спектроскопическим исследованиям 73Rb и соседних ядер. Они показали, что rp-процесс не должен прерываться в этой области нуклидов. Аналогичный результат, но в области нуклидов Sn-Те, был получен в совместных экспериментах в Университете Ювяскюля (Финляндия). Координатором обоих экспериментов был сотрудник ЛФЭЯ Ю.Н. Новиков.

    • На установке ИРИС были открыты более десяти новых изотопов различных элементов. Этому способствовало сотрудничество с отделом ядерной спектроскопии ОИЯИ (Дубна), предоставившему оригинальный узел «мишень-ионный источник» на масс-сепаратор ИРИС, позволившему весьма продуктивно провести многочисленные совместные эксперименты. За эти работы с участием сотрудников обеих групп были присуждены две премии ОИЯИ на конкурсе лучших работ и премии ПИЯФ. По результатам работ были защищены в ПИЯФ одна докторская и три кандидатские диссертации.

    • Успешным внедрением методики измерений граничных энергий позитронных спектров с использованием детектора из сверхчистого германия были определены массы нуклидов в области редкоземельных элементов и впервые идентифицирована граница протонной устойчивости ядер.

    • Начиная с середины 1990-х ЛФЭЯ участвовала в международном консорциуме в измерениях масс релятивистских ядер на накопительном кольце в немецком национальном центре ГСИ (Дармштадт). В результате комплекса этих пионерских измерений методом Шоттки масс-спектрометрии охлаждённых ионов и методом регистрации ионов в изохронной моде накопительного кольца были измерены массы сотен нуклидов в области больших массовых чисел, приведшие к ряду интересных физических выводов. Работа была отмечена премией IUPAP (Международный Союз Чистой и Прикладной Физики). Эта деятельность получила продолжение в 2000-х годах разработкой проекта ILIMA для будущего комплекса FAIR (Дармштадт). Координатором этого интернационального проекта до 2006 г. был Ю.Н. Новиков.

    • В первой декаде 2000-х большой интерес вызывал поиск неизвестных альфа излучателей в области сверхтяжёлых нуклидов, необходимых для воссоздания их массового ландшафта. Инициированная сотрудниками ЛФЭЯ программа этого поиска была реализована с их участием на трёх установках: в университете Ювяскюля (Финляндия), японском центре JAERI (Tokai) и ГСИ (Германия).

    • С 2011 по 2014 гг ЛФЭЯ участвовала в паневропейском проекте LAGUNA-LBNO в рамочной программе FP-7, посвящённом проектам гигантских нейтринных детекторов будущего для исследований нейтринных осцилляций. ЛФЭЯ была ответственна за исследования в области сверхнизких энергий нейтрино. Результатом было предложение изучать нейтринные осцилляции в пределах размеров детектора, названных нейтринной осцилометрией, что возможно с использованием искусственных нейтринных источников, наработанных на высокопоточных реакторах, например ПИК, и детектированием нейтрино 100-метровым детектором из жидкого сцинтиллятора LENA.

  • Сотрудники ЛФЭЯ (в её составе до реорганизации в 2013 г.) участвовали и в прикладных работах.

    • Группа протонной терапии, базирующаяся на синхроциклотроне ПИЯФ, проводила точечные облучения больных протонным пучком.

    • Совместно с Радиевым институтом и Институтом Высокомолекулярных Соединений при координирующей роли ЛФЭЯ был выполнен международный проект под эгидой МНТЦ, посвящённый созданию углеродных матриц для хранения и трансмутации продуктов отработанного ядерного топлива реакторов.
наверх



НИЦ "Курчатовский институт"  •   Российская Академия Наук  •   Петербургский инстиут ядерной физики
  •   Отделение физики высоких энергий   •   Отделение нейтронных исследований   •   Отделение теоретической физики
  •   Отделение молекулярной и радиационной биофизики   •   Отделение перспективных разработок

Россия, 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, Орлова роща, ПИЯФ
Телефон: +7 (81371)  46933.       Факс: +7 (81371)  36041

Последнее обновление:   ,  веб-мастер С.Ф. Удалова

Laboratory of Physics of the exotic nuclei

Petersburg
Nuclear
Physics
Institute

Petersburg Nuclear Physics Institute

  Introduction

  Staff

  Current projects

  Publications

  Feedback

 

  HEPD home

 

  Introduction

Laboratory of Physics of the exotic nuclei


Introduction
Laboratory of Physics of the exotic nuclei (LPEN) was established in 2003 by evolving from the laboratory IRIS (Investigation of Radioactive Isotopes on the Synchrocyclotron), based since 1975 at the on-line mass separator setup with the accelerator PNPI. At the end of 2013 LPEN was reorganized by separating the groups of proton therapy and radiochemistry, and the introduction in its structure a group of young physicists- researchers and graduate students.
  • The main milestone of research by the staff LPEN in the laboratory IRIS was an involvement in the launch of this first installation in the country and the specific rationale for its scientific program (E. Berlovich, E. Ignatenko and Yu. Novikov. Proc. Leysin Conference, CERN, 1973). The program of the study of nuclides far from the valley of beta-stability with the suggestion of investigation some new physical phenomena that are specific to nuclear physics and astrophysics was developed. A significant part of this program was implemented at PNPI and was developed in foreign centers. The main results obtained by the staff LPEN are listed below in the following paragraphs.

    • New effects of delayed emission of particles tritium and 3He. were predicted. Delayed nucleus of tritium were subsequently experimentally detected in the work of group at CERN. The predicted phenomenon of delayed fission by E.Ye. Berlovich and Yu.N. Novikov was experimentally discovered at JINR (Dubna) and has continued in research at PNPI and CERN. This phenomenon plays an extremely important role in the nuclear cosmochronology (the determination of the age of the Universe). The group IRIS measured probability of this process in heavy neutron-rich nuclides (Fr, Ra) and showed that it does not affect the determination of the age of the Universe by a pair of U/Th, contrary to the hypothesis put forward in the literature leading to the revision of several cosmological postulates.

    • It was shown that superheavy nuclides of the Periodic system of elements can be formed in the astrophysical process of rapid neutron capture (r-process) occurring in the explosion of stars and responsible for the formation of elements in nature. Despite numerous attempts, Superheavy nuclides has not been found yet in nature.

    • Another astrophysical process of rapid proton capture in stellar environments (rp-process) responsible for the generation of energy in stars was investigated in the first joint experiments with the participation of Russian scientists on a setup ISOLDE at CERN, dedicated spectroscopic studies of 73Rb and neighboring nuclides. The experiments have shown that the rp-process must not be interrupted in this nuclide area. The similar result, but in the area of nuclides Sn-Te, was obtained in the joint experiments at the University of Jyvaskyla (Finland). Coordinator of the both experiments was Yu. N. Novikov (LPEN).

    • Fifteen new isotopes of various elements were discovered at the setup IRIS. This was facilitated by the cooperation with the department of nuclear spectroscopy JINR (Dubna), provided the original node of the "target-ion source" for the mass separator IRIS, allowed very productively to perform numerous joint experiments. These works, with the participation of the members of both groups, were awarded two of the JINR prizes for the best works and awards of the PNPI. A doctoral and three PhD's theses were defended in PNPI according to the results of the work.

    • Successful implementation of measurement technique for the end-point energies of the positron spectra with the hyperpure germanium detector allowed to determine masses of the nuclides in the area of rare earth elements and identify for the first time the boundary of proton stability of the nuclei (so called proton drip-line).

    • Since the mid-1990s LPEN participated in the international consortium on mass measurements of relativistic nuclei at the storage ring at the German national centre GSI (Darmstadt). As a result of the pioneering measurements by the method of Schottky mass spectrometry of cooled ions and the method of detection of ions in an isochronous mode of the storage ring hundreds of nuclides in the region of large mass numbers were measured, that led to a number of interesting physical findings. The work was awarded IUPAP (international Union of Pure and Applied Physics). This activity continued in the 2000s by developing of the ILIMA project for the future FAIR facility (Darmstadt). Yu.N. Novikov was the coordinator of this international project until 2006.

    • The search for unknown alpha emitters in the field of superheavy nuclides required for recovering the mass landscape generated a great interest in the first decade of the 2000s. Initiated by scientists of LPEN this program was implemented with their participation in three setups: in the University of Jyvaskyla (Finland), Japanese center JAERI (Tokai) and GSI (Germany).

    • From 2011 to 2014 LPEN participated in the pan-European project LAGUNA-LBNO within the framework of the program FP-7 devoted to the projects of giant neutrino detectors for future studies of neutrino oscillations. LPEN was responsible for research in the field of low energy neutrinos. The result was a proposal to study neutrino oscillations within the dimensions of the detector, called the neutrino oscillometry, which is possible with the use of artificial neutrino sources produced at the high-flux reactors, such as the PIK, and the detection of neutrinos with 100-meter detector of liquid scintillator LENA.

  • Employees of LPEN (before the reorganization in 2013) participated in applied research:

    • Group of proton therapy, based on the PNPI synchrocyclotron, performed spot irradiation of patients with proton beam of the PNPI-synchrocyclotron.

    • Together with the Radium Institute and the Institute of Macromolecular Compounds with the coordinating role LPEN an international project has been performed under the auspices of the ISTC, dedicated to the creation of carbon matrixes for storage and transmutation of the products of spent nuclear fuel of reactors.
Top


NRC "Kurchatov Institute"    Russian Academy of Sciences    Petersburg Nuclear Physics Institute
    High Energy Physics Division     Neutron Research Department     Molecular and Radiation Biophysics Department
    Theoretical Physics Division     Infrastructure Departments

PNPI, Gatchina, Leningrad district 188300, Russia.
Telephone: +7 (813  71)  46026.       Fax: +7 (813  71)  30476

Last update on:   by   S.F. Udalova