НАВЕРХ

Переход по разным ссылкам

  Структура


  Основные направления


  Основные достижения


  Публикации


  События


  История


  Полезная информация


  Социальная жизнь

 

  Основные направления работ в ОФВЭ ПИЯФ

Я д е р н а я   ф и з и к а
Направления научной деятельности.

  Дифракционное рассеяние протонов на ядрах и распределения ядерной материи

       Рассеяние протонов с энергией 1 ГэВ на ядрах является эффективным методом изучения ядерной структуры. Первые прецизионные измерения дифференциальных сечений упругого рассеяния протонов с энергией 1 ГэВ на ядрах были выполнены в ПИЯФ (ЛИЯФ) в 1972 году. Было показано, что этим методом можно получать информацию о распределении плотности нуклонов в ядрах с точностью, сопоставимой с той, которая достигается при изучении распределения заряда в ядрах в экспериментах по рассеянию электронов. В ПИЯФ был изучен ряд ядер от 3He до 208Pb, включая все дважды магические ядра. С 1973 г. аналогичные работы стали проводиться в Сакле в совместных экспериментах с ПИЯФ ( при энергии Ер=1 ГэВ). Таким образом, изучение дифракционного рассеяния протонов с энергией ~1 ГэВ на ядрах стало новым экспериментальным направлением в физике атомного ядра, и именно благодаря таким исследованиям к настоящему времени получена наиболее точная информация о распределениях ядерной материи.
       (Более детально это направление исследований изложено в работе "Дифракционное рассеяние протонов на ядрах и распределение ядерной материи" в отчёте Отделения Физики Высоких Энергий ПИЯФ "Основные направления научной деятельности в 1971-1996").

  Мало-угловое дифракционное рассеяние адронов на легчайших ядрах.

      В серии экспериментов, проведённых в Гатчине, Сакле и ЦЕРНе, было изучено мало-угловое рассеяние пионов и нуклонов на ядрах водорода, дейтерия и гелия при промежуточной энергии. Основной частью экспериментальной установки в этих работах служила специально созданная ионизационная камера ИКАР для регистрации ядер отдачи. Достоинством использованного метода исследования мало-углового рассеяния являлась возможность измерять дифференциальные сечения рассеяния при малых переданных импульсах с абсолютной точностью 1-2%. Помимо дифференциальных сечений упругого рассеяния изучалась также анализирующая способность. В этих экспериментах были измерены полные сечения рассеяния и были определены отношения реальных к мнимым частей амплитуд рассеяния. Установлены ограничения на максимальную величину вклада спин-спиновых частей амплитуды нуклон-нуклонного (NN) рассеяния. Полученные экспериментальные сечения используются при проведении фазового анализа данных по NN-рассеянию и в ряде случаев проясняют проблему существования дибарионных резонансов, которая представляет интерес до настоящего времени. Кроме того, измеренные полные сечения адрон-ядерного рассеяния позволяют получить информацию о поправках неупругого экранирования в сечениях, рассчитанных в рамках теории Глаубера.
       (Более подробно данная тема обсуждается в статье "Упругое дифракционное рассеяние адронов на легчайших ядрах" в отчёте Отделения Физики Высоких Энергий ПИЯФ "Основные направления научной деятельности в 1971-1996").

Страницы:   1   2   3










Наверх


НИЦ "Курчатовский институт"  •   Российская Академия Наук  •   Петербургский инстиут ядерной физики
  •   Отделение физики высоких энергий   •   Отделение нейтронных исследований   •   Отделение теоретической физики
  •   Отделение молекулярной и радиационной биофизики   •   Отделение перспективных разработок

Последнее обновление: ,   веб-мастер С.Ф. Удалова

Top

Following links

  STRUCTURE


  ACTIVITIES


  ACHIEVEMENTS


  PUBLICATIONS


  EVENTS


  HISTORY


  USEFUL INFORMATION


  SOCIAL LIFE

 

  Main directions of HEPD PNPI

N u c l e a r   P h y s i c s
Main directions of scientific activity.

  Proton diffraction scattering on nuclei and nuclear matter distributions.

      The 1 GeV proton scattering from nuclei has been proven to be a very useful tool for studying the nuclear structure. The first high precision measurements of the differential cross sections for elastic scattering of the 1 GeV protons on nuclei were performed at PNPI (LNPI) in 1972. It was demonstrated that with this method one can obtain information on the nuclear matter distributions with the accuracy comparable to that reached in studying nuclear charge distributions by the method of electron scattering. A number of nuclei, from 3He to 208Pb, including all doubly magic nuclei, were studied at PNPI. Starting from 1973, similar investigations were performed in joint PNPI-Saclay experiments
(Ep=1 GeV). Thus, the study of diffraction scattering of ~1 GeV protons on nuclei became a new branch of experimental research in nuclear physics, and it is due to these studies that the most accurate information on nuclear matter distributions has been obtained by present.
(For more detail review see article "Proton diffraction scattering on nuclei and nuclear matter distributions" in PNPI report of the High Energy Physics Division "Main Scientific Activities 1971-1996").

  Small-angle diffraction scattering of hadrons on the lightest nuclei.

      A series of experiments at Gatchina, Saclay, Serpukhov and CERN have been performed where small-angle scattering of pions and nucleons on hydrogen, deuterium, and helium nuclei were studied at intermediate and high energy. A dedicated ionization chamber recoil detector IKAR developed at PNPI was the main part of the experimental setup. The advantage of the applied method was a possibility to measure differential cross sections at small momentum transfers with high absolute accuracy of 1-2%. The differential cross sections of elastic scattering and the analyzing powers have been measured. The total cross sections and the ratios of the real to the imaginary parts for the scalar amplitudes of the studied processes have been found. Experimental upper bounds for the nucleon-nucleon (NN) spin-spin amplitudes have been determined. The obtained experimental data are useful in the NN-scattering phase-shift analyses, and in many cases clarify the problem of the dibaryon resonances which are a matter of interest up to now. Also, the measured hadron-nucleus total cross sections permit to get information on the inelastic shadowing corrections to the cross sections calculated in the framework of the Glauber theory.
(For more detail review see article "Elastic diffraction scattering of hadron on the lightest nuclei " in PNPI report of the High Energy Physics Division "Main Scientific Activities 1971-1996").

Page:   1   2   3

















top


NRC "Kurchatov Institute"    Russian Academy of Sciences    Petersburg Nuclear Physics Institute
    High Energy Physics Division     Neutron Research Department     Molecular and Radiation Biophysics Department
    Theoretical Physics Division     Infrastructure Departments

Last update on:   by   Svetlana F. Udalova