НАВЕРХ

Переход по разным ссылкам

  Структура


  Основные направления


  Основные достижения


  Публикации


  События


  История


  Полезная информация


  Социальная жизнь

 


О с н о в н ы е    д о с т и ж е н и я    О Ф В Э
БУКЛЕТ  "ОФВЭ.   Основные направления научной деятельности"
БУКЛЕТ   "Протонному синхроциклотрону СЦ-1000 - 50 лет"

Сборники: ПИЯФ 2007-2012 (28 Mb) ПИЯФ 2010-2013(5,6 Mb), ПИЯФ 2014(9 Mb),
ПИЯФ 2015(6,7 Mb)

(продолжение - страница 3)
  Исследование пространственного распределении ядерной материи в экзотических
    нейтронно-избыточных ядрах.

Общий вид *ИКАР* эксперимента
Эксперимент ИКАР (GSI, Darmstadt)


Руководитель группы ПИЯФ:    Г.Д.Алхазов, А.В. Ханзадеев

В ПИЯФ был предложен новый метод исследования пространственной структуры экзотических ядер – посредством упругого рассеяния этих ядер с энергией ~ 1Гэв /нуклон на протонах с использованием созданной в ПИЯФ водородной активной мишени (ионизационный спектрометр протонов отдачи, ИКАР). Исследования проводились в Ядерном центре тяжелых ионов GSI (Дармштадт). Были исследованы ядра: 6He, 8He, 8Li, 9Li, 11Li, 8B, 7Be, 9Be, 10Be, 11Be, 12Be, 14Be, 13C, 14C, 15C, 17C. В результате получены уникальные данные о распределении ядерной материи, о размерах ядерного кора и ядерного гало в исследованных ядрах.



  Получение и исследование короткоживущих ядер .

*ИРИС* эксперимент
Эксперименты ИРИС (ПИЯФ)   и   ISOLDE (CERN)


Руководители групп ПИЯФ:    В.Н.Пантелеев (ИРИС_ИРИНА),
А.Е.Барзах ( ISOLDE)

В ПИЯФ создан уникальный лазерно-ядерный комплекс УЛИСС, предназначенный для получения и исследования на синхроциклотроне ПИЯФ ядер вблизи границы протонной и нейтронной устойчивости методом резонансной ионизации атомов в лазерном ионном источнике. Впервые этот метод был предложен и осуществлен в ПИЯФ на установке ИРИС. С использованием данного метода, а также нового, разработанного в ПИЯФ метода резонансной ионизационной спектроскопии в лазерном ионном источнике на лазерно-ядерном комплексе УЛИСС и установке ISOLDE (ЦЕРН) была проведена серия экспериментов по исследованию зарядовых радиусов и электромагнитных моментов ядер цепочек около 80 нейтронно-дефицитных радионуклидов:
192-211, 216-219Po,   178-207Tl,   197-211, 217At   и   177-182, 185,191Au. Полученные результаты важны для дальнейшего развития теории ядра.
        В экспериментах, проведенных на установке ISOLDE (ЦЕРН), обнаружено новое явление: асимметричное запаздывающее деление ядра 180Tl. Впервые надежно установлено существование запаздывающего деления у ядер со столь малым отношением N/Z=1.25. Обнаруженная асимметрия деления противоречит имеющимся данным по низко энергетичному делению других ядер легче Ас и требует специального объяснения. Лазерно-спектроскопические эксперименты в ЦЕРН считаются одними из самых приоритетных и будут продолжены после модернизации установки ISOLDE.

Проект *ИРИНА* В настоящее время в ПИЯФ разрабатывается аналогичный проект масс-сепараторного лазерного комплекса ИРИНА для получения и исследования короткоживущих ядер на реакторе ПИК. Этот комплекс обеспечит самый высокий в мире выход нейтронно-избыточных ядер. Кроме исследования формы и структуры экзотических ядер с использованием лазерного ионного источника, на комплексе ИРИНА планируется создание уникальной установки для прецизионного измерения масс удаленных ядер с использованием ионной ловушки Пеннинга. Получение и исследование экзотических крайне удаленных нейтронно-избыточных ядер позволит изучать астрофизические явления в лабораторных условиях.

Страницы:   1   2   3
Наверх


НИЦ "Курчатовский институт"  •   Российская Академия Наук  •   Петербургский инстиут ядерной физики
  •   Отделение физики высоких энергий   •   Отделение нейтронных исследований   •   Отделение теоретической физики
  •   Отделение молекулярной и радиационной биофизики   •   Отделение перспективных разработок

Последнее обновление: ,   веб-мастер С.Ф. Удалова

Top

Following links

  STRUCTURE


  ACTIVITIES


  ACHIEVEMENTS


  PUBLICATIONS


  EVENTS


  HISTORY


  USEFUL INFORMATION


  SOCIAL LIFE

 


M a i n    H E P D    a ch i e v e m e n t s
BOOKLET "High Energy Physics Division PNPI. Main scientific activities."  (.pdf = 2,52 Mb)
PNPI Reports: PNPI 2007-2012 (28 Mb) PNPI 2010-2013(5,6 Mb), PNPI 2014(9 Mb),
PNPI 2015(6,7 Mb)

(continuation - page3)
   Investigation of spatial distributions of the nuclear matter in exotic neutron-rich nuclei.

Experiment IKAR
Experiment IKAR (GSI, Darmstadt)


Heads of the PNPI group:    G.D. Alkhazov, A.V. Khanzadeev

A new method was proposed at PNPI for investigation of spatial nuclear structure of exotic nuclei by elastic scattering of the studied nuclei on protons at an energy of ~1 GeV/nucleon using an active hydrogen target (ionization spectrometer IKAR) developed at PNPI. The investigations were carried out at the Nuclear Centre of Heavy Nuclei GSI (Darmstadt, Germany). The following nuclei were investigated: : 6He, 8He, 8Li, 9Li, 11Li, 8B, 7Be, 9Be, 10Be, 11Be, 12Be, 14Be, 13C, 14C, 15C, 17C. As a result, unique information on the distributions of the nuclear matter, on the sizes of the nuclear core and halo in the investigated nuclei has been obtained.



   Production and investigation of short-lived nuclei.

*IRIS* Experiment
Experiments IRIS   and   ISOLDE (CERN)


Heads of the PNPI groups:    V.N. Panteleev (IRIS, IRINA), A.E. Barzakh (ISOLDE)

A unique nuclear-laser complex ULISS has been built at the PNPI synchrocyclotron. This complex is used for production and investigation of exotic nuclei near the boarders of nuclear stability by the method of resonant ionization spectrometry in a laser ion source. This method was proposed and realized for the first time at PNPI at the mass-separator complex IRIS. With this method at PNPI and ISOLDE(CERN), a number of experiments were performed with the aim to determine charge radii and electromagnetic moments in about 80 neutron-deficient nuclei:
192-211, 216-219Po,   178-207Tl,   197-211, 217At     177-182, 185,191Au. The obtained results are important for theory of nuclear structure.
        In experiments performed at ISOLDE (CERN), a new nuclear process has been discovered: asymmetric delayed fission of the nucleus 180Tl. The delayed asymmetric fission of nuclei with such a small ratio N/Z as N/Z = 1.25 has been established reliably for the first time. The observed asymmetric nuclear fission is in contradiction with the data on low-energy fission of nuclei lighter than Ac. The observation of this new fission mode demands a dedicated theoretical interpretation. Laser-spectroscopic experiments at CERN are considered to be among the most important investigations, and they will be carried on after modernization of the ISOLDE complex.

project *IRINA*
At present, a similar mass-separator complex IRINA for investigations of the neutron-excess nuclei which will be produced at the high-flux neutron reactor PIK is under design. This complex will provide a record-breaking high yield of neutron-rich nuclei. The shape and spatial structure of these nuclei will be studied using a laser ion source. Moreover, at the IRINA complex it is planned to build a Penning ion trap for precision measurements of nuclear masses of nuclei far from the line of nuclear stability. Such investigations are important for theory of atomic nuclei and for astrophysics as well.

Page:   1   2   3
top


NRC "Kurchatov Institute"    Russian Academy of Sciences    Petersburg Nuclear Physics Institute
    High Energy Physics Division     Neutron Research Department     Molecular and Radiation Biophysics Department
    Theoretical Physics Division     Infrastructure Departments

Last update on:   by   Svetlana F. Udalova